«Я песней ткал судьбу миров»

Русскому поэту, нашему земляку Алексею Ганину – 130 лет.

В Соколе есть улица Ганина. Она короткая, как и жизнь самого поэта. Алексея Ганина расстреляли в 1925 году, когда ему было немногим за 30.

А появился на свет поэт в нескольких верстах от современного Сокола, в деревне Коншино Вологодского уезда. Камень, установленный на месте родительского дома Ганиных, напоминает о короткой, но яркой судьбе поэта. Трудно представить, что когда-то здесь была деревня: уж слишком пустынно в этом краю. Деревни как люди: живут и умирают, часто не оставляя о себе никакого следа. Поэтому Коншино – скорее исключение из правил. О вымершей деревне ещё помнят благодаря известному уроженцу – поэту Алексею Ганину.

Из архивных источников известно, что деревня Коншино была очень бойким местом. В ней находилось 23 двора, где проживало 107 человек. В 1960 году насчитывалось лишь 63 человека, а в 1980 году деревня была исключена из учётных списков Архангельского сельского Совета.

Хотя прах поэта покоится за сотни километров отсюда, именно это место с 1989 года стало такой же литературной святыней Вологодчины, как Бобришный Угор Яшина или беловская Тимониха. Сюда приходят почитатели творчества Ганина да и всех безвинно убиенных русских поэтов…

Не стоит забывать тех, кто вернул Ганина читающей публике из пучины небытия. Прежде всего, речь идёт о ленинградском журналисте и литературоведе Николае Парфёнове, чьи статьи о Ганине начали появляться в региональной периодике ещё в 60-е годы. Трудно переоценить научно-краеведческую ценность этих первых исследований, но, кроме этого, надо отдать должное гражданскому мужеству учёного, взявшегося за запрещённого тогда поэта. В конце 60-х последовала и официальная реабилитация, но даже после этого имя Ганина было практически не известно читателю. Причина проста: не было отдельной книги. Этот пробел восполнили лишь в 1991 году, когда в Северо-Западном издательстве увидела свет книга, подготовленная Станиславом и Сергеем Куняевыми. Не стоит забывать и местных краеведов. Среди них особое место занимают Анатолий Еремеев и Зинаида Локтева.

Что говорить, Ганин – поэт не «первого ряда». Но именно такие авторы, как он, помогают точнее понять закономерности развития литературного процесса, конкретнее – определённого направления. Поэзия и проза Ганина позволяют более многогранно взглянуть на всю новокрестьянскую литературу.

Не зная деревни, трудно осмыслить творчество поэтов-«новокрестьян». Они, не создавая формальной школы, были носителями крестьянского мировоззрения, подчеркивали свои родовые корни, связь с деревней. В то же время, живя и творя в контексте своей эпохи, наряду с фольклорными традициями, эти поэты испытали влияние модернизма, что ощущается и в творчестве Ганина. «Новокрестьянские» поэты рассматривали «соломенную Русь» (П.Орешин) в масштабах Вселенной, возвышенно-космически:

Внимайте, Народы,     
Мой голос – Судьба.
Нас выслала Вечность,
Вскормила изба. (А.Ганин)

Уникальность поэзии Ганина – в синтезе небесного и земного. Талант философа и талант бытописателя соединились.

У каждого «новокрестьянского» поэта был свой путь. Есенин расходится во взглядах с Клюевым, от «патриархальщины» стремится отрешиться Орешин, Клычков занимается переводами. Но практически всех поэтов ждала трагическая судьба – их расстреляли. Первой жертвой пал Алексей Ганин. Литературовед Александр Михайлов назвал это «самой короткой расправой с поэтом в трагической истории «новокрестьянской» поэзии».

Как переживал поэт за «мужицкую Русь»! Написанная свободным стихом поэма «Памяти деда» – прямое тому доказательство. Смерть деда, по-видимому, символизирует гибель крестьянской Руси – крушение целого мира…

…Ганин, пусть и с запозданием, вернулся на свою родину – в деревню. Эта долгая дорога была вымощена светлыми стихами. Они звучат со сцены сельского ДК, с университетской кафедры. Что же даёт творчество Ганина современному читателю? Для учёных произведения поэта – уникальный материал, причём не только в литературном, но и этнографическом плане. Для «рядового», особенно сельского читателя, не имеющего специальной подготовки, произведения Ганина дают возможность проанализировать, сопоставить те процессы, которые происходили в русской деревне сто лет назад и происходят сейчас.

Ганин нужен читателю. Его тревожный голос звучит космически масштабно:

…Я песней ткал судьбу миров,
Вещал кончины и начала.
И песнь моя миры качала
На золотых волнах веков.

Пройдут года. Но этот голос проникнет сквозь время, чтобы сказать потомкам о нашей красивой и неспокойной планете.

Поделиться
  • 1
  •  
  •  
    1
    Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *