«Трамплин» в профессию
Моя первая публикация в газете появилась в 1972 году и стала для меня полной неожиданностью.
В тот год в Соколе и районе проводился конкурс сочинений школьников под девизом «Пусть всегда будет солнце». Валентина Николаевна Богданова, учительница русского языка и литературы школы № 6, где я училась, предложила поучаствовать. С благодарностью вспоминаю этого педагога, который во многом повлиял на мою судьбу и определил в дальнейшем выбор профессии.
А тогда, в 7-ом классе, я решила написать о том, что врезалось глубоко в память и явилось настоящим потрясением для впечатлительной детской натуры.
…Нам, детям работников ДОЗ-21, посчастливилось отдыхать в подмосковном пионерском лагере «Спутник». Как-то раз вожатые привели наш отряд к широкому полю, где колосилась рожь, синели васильки. По его краю раскинулась луговина, усыпанная цветами, которые мы, девчонки, кинулись собирать. На некотором расстоянии от хлебного поля змеилась неглубокая канава с оплывшими, заросшими травой склонами. В ней на некотором отдалении друг от друга лежали небольшими грудами обуглившиеся бревна.
Был теплый, солнечный день. Ветер теребил листву двух берез, растущих посреди этого зелёного простора. Я гуляла, собирала цветы, как вдруг услышала голос вожатого: «Это поле боя». Они прозвучали, как неожиданный гром среди ясного неба. И стало понятно, что груды опаленных огнем бревен – это остатки блиндажей в полуосыпавшемся от времени окопе.
Там, где беззаботно гуляли в тот день мы, лет 30 назад умирали бойцы, эта земля полита их кровью. Единственные свидетели тех далеких событий – две березы. Они тоже хранили в своем теле пули и осколки вражеских мин и снарядов.
«О чём рассказали берёзки», – так назвала своё сочинение. Оно заслужило высшую оценку в районном конкурсе и было опубликовано в «Сокольской правде». Только моё ласковое «березки» было заменено на более соответствующее – «березы».
Когда развернула газету и увидела знакомое название, сердечко застучало от волнения. Это была первая публикация.
В школе предложили стать юнкором. Мне нравилось писать заметки, которые выходили на страничке «Зорька», так называлась в газете полоса с подборкой материалов о школьной жизни.
По окончании 10 класса не стала никуда поступать учиться, решила проверить себя с выбором профессии, да и родителям-пенсионерам было бы трудно материально учить нас с братом. Удивляюсь, как смелости хватило мне, вчерашней школьнице, заявиться в редакцию в поисках работы. Редактор Павел Павлович Крупеников выслушал и дал первое задание.Очень долго над ним работала, встречалась с женщинами – участницами войны, записывала воспоминания, прибавила своей фантазии. И, пройдя это творческое испытание, была принята на работу телетайписткой – первая ступенька для начинающих в нашей редакции.
Честно признаюсь – робела перед асами пера, такими как Павел Крупеников, Гурий Прусаков, Алфей Шабанов, Александр Чечкин, Сергей Шишанов, Валерий Сивяков, Александр Бакрюков. Меня восхищала образность материалов Риммы Сиземской, душевность очерков Татьяны Пушниковой. А мне не хватало ни жизненного опыта, ни профессиональных знаний, практики…
Таким непростым было моё начало в журналистике. И жизненный путь был не прямым. Пробовала себя в другой профессии, приходилось не раз менять и место жительства, но нити единения, которыми привязало меня к редакции, не рвались, тянуло в родной коллектив. Признательна была, что и меня не забывали. Как было приятно получать весточки, поздравительные фирменные открытки, когда после пединститута работала директором маленькой восьмилетней школы на самом краешке земли вологодской в Великоустюгском районе. Но это уже другая история…