Талант и знания – сельской школе

Общий трудовой стаж педагогической династии Шишебаровых более 100 лет.

Дипломом победителя отмечена работа обучающейся Чучковской школы Валентины Никитиной «Педагогическая династия в фотодокументах», представленная на областной конкурс «Есть такая профессия – Учитель». Исследование посвящено династии великих тружениц, сельских женщин, энтузиастов, которые воспитали не одно поколение таких же замечательных людей, как и они сами.

Трудовая книжка с Гербом СССР, открытая 5 сентября 1951 года на Манефу Васильевну Турандину, положила начало педагогической династии матери и её дочерей.

Манефа Васильевна Шишебарова (Турандина) родилась в 1929 году в деревне Шихмино Междуреченского района в крестьянской семье. Когда началась война, отец Василий Михайлович ушел на фронт и пропал без вести в 1942 году. Мать Александра Александровна всю жизнь работала в животноводстве. Школьная жизнь началась в родной деревне в 1937 году. Во время войны семья на год переехала в Вологду, и учеба продолжалась в областном центре. Ночами выли сирены, приходилось быстро брать документы, деньги, продовольственные карточки и бежать в подвал.

В 1944 году Манефа Васильевна окончила Шуйскую среднюю школу и получила аттестат зрелости. Этот документ давал право поступления в высшие учебные заведения, и девушка поступила в Вологодский государственный педагогический институт. Чтоб отправить её на учебу, платье сшили из старой бабушкиной юбки, благо Манефа была миниатюрной. От Шуйского до Вологды на учёбу шла пешком. Жить приходилось только на одну стипендию.

В далеком 1951 году Манефа Васильевна окончила институт и была направлена на работу в Рослятинскую школу учителем немецкого языка. Молодая скромная девчушка не струсила перед «прелестями» сельской жизни. Позднее она вспоминала: «Приехали мы в Рослятино, три молодые выпускницы, поселили нас в холодном деревянном доме. С дровами была проблема. Утром встаём, а вода в умывальнике и в ведре замерзла. Девочки постарались сразу найти возможность уехать, а я решила – всё равно назло останусь. В Рослятине больше преподавала английский, а в Подболотной школе полностью перешла на немецкий».

Ночами при свете керосиновой лампы писала планы – конспекты к урокам, проверяла тетради, готовила внеклассные мероприятия.

За работу в Рослятинской школе в 1957 году Манефа Васильевна была награждена Почетной грамотой Вологодского областного отдела народного образования. В том же году ей была вручена путевка на фестиваль молодежи и студентов в Москву.

В 1958 году Манефа Васильевна переведена на работу в Подболотную среднюю школу, где отработала учителем немецкого языка до выхода на пенсию. Постоянно была классным руководителем, выполняла общественную работу как председатель месткома, участвовала в методическом объединении учителей иностранного языка. За свой труд Манефа Васильевна награждена Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР, нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», знаком «Победитель социалистического соревнования 1975 года», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейными медалями. Грамоты, удостоверения, благодарности… Это лишь малая часть заслуженных наград  М.В.Шишебаровой.

Из воспоминаний Екатерины Васильевны Самыловской (Чежиной): «Мы, третницкие (жители отдаленной деревни Третница), жили в интернате. После пешей дороги из Третницы, уставшие, сбегали бывало с последних уроков в интернат, чтоб отоспаться. Манефа Васильевна, если не было нас на уроке, приходила в интернат и всегда находила, где бы мы ни прятались, отправляла на уроки. И весь материал надо было рассказать ей. В период весенней распутицы, когда на воскресенье домой идти было опасно, у нее часто оставались ночевать на выходной интернатовские из дальних деревень, хотя там своя семья была шесть человек».

Продолжателем учительской династии  стала средняя дочь Манефы Васильевны – Валентина Андриановна Шишебарова. 15 августа 1983 года, после окончания педагогического института, переступила она порог школы в качестве учителя химии и биологии.

Отработав в Васильевской восьмилетней школе полгода, Валентина Андриановна переходит в свою родную школу, туда, где работала мама, где сама училась. И до выхода на заслуженный отдых местом работы была Подболотная средняя школа.

Влюбленная в химию и биологию, Валентина Андриановна совместно с учащимися разработала один из лучших учебно-опытных участков в районе. Учащиеся под её руководством активно участвовали в различных конкурсах и выходили победителями муниципальных и региональных этапов. Учащаяся Татьяна Обрядина собрала «сборник» диалектов и частушек родного края.

Педагогический стаж Валентины Андриановны составил 38 лет. Её труд по достоинству оценен – награждена Почётной грамотой Министерства просвещения РФ.

Старшая дочь М.В.Шишебаровой Лидия Андриановна Шеркунова, окончив ЛГУ, получила специальность физика и, отработав в Алтайском НИИ химической технологии 4 года, тоже вернулась в родную  школу.

Повлияла ли профессия мамы на решение быть педагогом? Об этом Лидия Андриановна рассказала на XII областном конкурсе «Учитель года»: «Не буду лукавить и утверждать, что я с детства мечтала стать учителем. Моя мама, Манефа Васильевна Шишебарова, была учителем немецкого языка, и я с детства видела не только открытую всем общественную сторону этой профессии, но и её тяжёлую изнанку: кипы тетрадей для проверки, позднее возвращение домой к семье, ежевечерняя подготовка к завтрашним урокам.

Но, может быть, именно эта вечерняя работа за общим столом, где каждый склонился самостоятельно над своими уроками, не мешая другим, и приучила всех нас к педантичности и трудолюбию, к обязательности, к необходимости быть требовательными к себе. Однажды, будучи студенткой, мне пришлось проводить за маму урок немецкого языка. И я поняла – я смогу».

Заметив организаторские способности педагога, руководство школы предложило Л.А.Шеркуновой должность заместителя директора по воспитательной работе.

Из воспоминаний Лидии Андриановны:

«Этот период стал для меня самым эффективным периодом профессионального роста. Возможность учиться на уроках лучших учителей школы, района и области значительно пополнила мою педагогическую копилку. За эти годы я научилась многому: умению общаться, управлять людьми, принимать решения. Тогда же сложились  и утвердились мои педагогические принципы: чему я хочу и чему могу научить своих детей.

В физику я буквально влюбилась. В школьном музее до сих пор хранится альбом выпускников 1977 года, где моей рукой написано: «Что бы ни случилось, я буду физиком». Окончив физический факультет Ленинградского государственного университета, я оказалась… в школе».

Для молодой учительницы возникла дилемма: что важнее – учить физике или учить жизни? Хотелось всех научить решать олимпиадные задачи! Хотелось сделать так, чтоб каждый провёл серьёзное физическое исследование…

Постепенно сформировалось твёрдое убеждение: важно не только то, как много ты знаешь, но и то, как можешь научить другого добывать эти знания, заинтересовать, увлечь своим предметом, обозначить нравственные ориентиры для своих учеников».

Трудовой стаж Л.А.Шеркуновой – 32 года. Она награждена Почётной грамотой Министерства образования РФ, имеет звание «Почётный работник общего образования Российской РФ».

Только талантливый человек, который искренне любит детей, предан своей профессии, достоин быть продолжателем педагогической династии. Такое можно сказать о династии Шишебаровых.

Валентина НИКИТИНА,
д.Чучково.

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •