Словом и делом защищая Россию

Публицистика Василия Белова конца 1980-х – начала 2000-х годов.

Трудно найти большого русского писателя, который не обращался бы к публицистике. Очевидно, что в определённые исторические периоды писателю необходим открытый диалог с аудиторией, который позволяют вести публицистические жанры. Как справедливо однажды заметил Чингиз Айтматов, «подчас, в какие-то моменты именно публицистика может больше значить, чем художественная литература».

Нередко эта сторона деятельности писателей воспринимается как «вторичная», «дополнительная» и т. д. Вероятно, отчасти подобные выводы справедливы. Но, рассуждая о приоритетах, нужно иметь в виду, что художественное и публицистическое творчество писателя составляют единое целое; в рамках одной творческой деятельности происходит (если воспользоваться термином М.М.Бахтина) «переакцентуация». Писатель, чьё слово во все времена имело особый вес, в зависимости от ситуации обращается к читателю в тех или иных формах.

Василий Белов – не исключение. На протяжении всей своей творческой деятельности он активно выступал как публицист. Десятки газетных и журнальных статей за его подписью увидели свет в различных периодических изданиях. Публицистическое творчество обобщено в отдельных сборниках: «Раздумья на родине» (1986 г., второе издание – 1989 г.), «Ремесло отчуждения» (1988 г.), «Внемли себе» (1993 г.), «Записки на ходу» (1999 г.) и «Раздумья о дне сегодняшнем» (2002 г.). Уже после смерти писателя в 2013 году вышел публицистический сборник «Когда воскреснет Россия?» Значительная часть публицистических текстов включена в заключительный седьмой том Собрания сочинений писателя (2012 г.). Однако несмотря на внушительный объём и большую содержательную ценность, публицистика Василия Белова практически не изучена, и предстоит ещё большая работа по сбору, систематизации и анализу обширного корпуса публицистического творчества и сведений, к нему относящихся.

Вологодский исследователь Людмила Широкова выделяет в творчестве Василия Белова художественный и публицистический этапы, а переходом от одного этапа к другому считает роман «Все впереди» (1986 г.). Обращение к публицистике именно в этот период было характерно для многих писателей и связано, главным образом, с коренными изменениями в общественно-политической жизни страны. Многие писатели оказались непосредственными свидетелями этих изменений. Василий Белов, например, стал народным депутатом (1989 -1992 гг.), членом Верховного Совета СССР (1990-1991 гг.). Был в Югославии, Приднестровье. Позднее участвовал в печально известных московских событиях октября 1993 года. В 1999 году был привлечен в качестве эксперта в Государственную Думу, где рассматривался вопрос об импичменте президенту Ельцину.

Поэтому смещение творческих интересов писателя в сторону публицистики в этот период (с конца 1980-х до начала 2000-х) является вполне закономерным. Белов, рассуждая о творчестве Валентина Распутина, отмечал в 1997 году, что «сейчас нужно просто выжить и сохраниться русскому народу, ради чего писатель тратит свои силы <…> больше на публицистику, чем на художество». Это в полной мере можно отнести и к самому Василию Белову. Но, конечно, подобные суждения вовсе не означают, что писатель не обращался к художественной прозе. В этот период создаются такие крупные произведения, как «Год великого перелома» и «Час шестый», завершающие трилогию о трагедии коллективизации, повесть об одной деревне «Медовый месяц», пьесы «Князь Александр Невский» и «Семейные праздники», многочисленные рассказы. Уровень публицистичности этой прозы очень высок даже в тех случаях, когда речь идёт о событиях многолетней давности. «Слово у Василия Белова всегда глубинно. Его художественная мысль нередко обращена в прошлое, но всегда внутренне современна», – отмечал известный русский критик Юрий Селезнёв.

Принято считать, что стержневой темой творчества Белова является судьба русского крестьянства. Сам Белов, открещиваясь от назойливо-ругательного ярлыка «деревенщика», по этому поводу высказался так: «Я не выбирал, как полагают многие, тему деревни, крестьянства – это естественное состояние моей души, как дыхание, как сердцебиение». Программным выступлением периода «перестройки» стало интервью Василия Белова «Возродить в крестьянстве крестьянское», опубликованное «Правдой» в 1988 году и вызвавшее широкий общественный резонанс. В статье намечены основные тематические векторы дальнейшей публицистики Белова. Это условия труда в деревне, кооперация, бездорожье, реорганизация хозяйств, трагедия коллективизации, охрана окружающей среды, образование и медицина, пьянство.

Публицистика Белова позволяет проследить, как менялось отношение писателя к «перестройке», к тем политическим деятелям, которые её осуществляли.

Подробнее можно прочитать в № 77 «Сокольской правды» от 21.10.2022

Поделиться
  • 2
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    2
    Поделились