Русская масленица

Зима на исходе, миновали большие морозы…

Серьёзный председатель на заседании правления колхоза «Дружба» подобревшим голосом отдаёт распоряжения:

– Браслета, Гладиатора, Голубку пока не запрягать, пусть отдохнут.

Расторопные бригадиры сразу смекнули, в чём дело: скоро Масленица, и начали исподволь готовить к поездке лёгкие сани с «признаками кареты» – облучок: сиденье для кучера, высокая резная спинка сзади тоже с сиденьем для гармониста, пару широких саней для остальных ездоков, подгонять сбрую для лошадей.

У домовитых хозяев своя забота: в бочонке за печкой ждёт своего часа выбродившее на ржаном солоде пиво, топятся бани с жаркой печкой-каменкой и жёсткими вениками, варится студень, а самая главная примета – пекутся горы блинов: ячневые, овсяные, даже гороховые, но в праздник только пшеничные.

Накануне праздника блинов давали и корове, и телёнку, овцам – для благополучия. Детишки украдкой кормили собачек, забавлялись сами: прокусывали в блине отверстия для глаз, носа, рта, размазывали всё это сажей, прилепляли с помощью хлебного мякиша эту маску на лицо, бегали, пугали друг друга и прохожих.

Но вот и праздник настал.

По улице идёт ватага парней во главе с гармонистом, в руках несут конские дуги с начищенными колокольчиками, торопятся за ними девушки, одетые в праздничные плюшевые куртки, сверху навязаны большие красивые кашемировые шали с кистями, в руках разноцветные ленты, которые будут вплетать в гривы лошадям. Затем всё шествие в сопровождении вездесущих ребятишек направляется к конюшне. Там запрягали нетерпеливых, отдохнувших коней, усаживались в сани, набитые сеном и устланные домоткаными новыми половиками, и трогались в путь. Впереди выезда лёгкие сани с кучером, гармонистом, девушками, за ними – пара больших саней с молодёжью выезжают на деревенскую улицу.

Лошади идут лёгкой рысью, давая полюбоваться красивым праздничным выездом. Выезжают за деревню и там уносятся дальше, промчатся до Большого Села на народ поглядеть и себя показать. Особенно присматривались там к невестам.

Проводив поезд, ребятишки устремляются на ледяную горку, катаются, ушибаются, ревут, бегут домой, схватив со стола пару блинов, убегают снова на улицу.

Хозяева степенно расходятся по домам, там их дожидаются сияющие начищенные самовары.

На столах, кроме блинов, студень, грибы – только грузди или рыжики. В печке томится мясо с картошкой, «селянка» (в глубокой сковороде рыба в сметане с яйцом). Её любила готовить моя сестра, которая приезжала в Сокол погостить. И забытое блюдо – домашние колбаски – это тщательно промытые свиные кишки, наполненные начинкой из рассыпчатой ячневой каши с мясом. Моя мама перевязывала эту готовую колбасу суровыми нитками по числу едоков (гостей), клала на противень, поливала жиром и ставила в печь. Вкус был праздничный и незабываемый. И по пословице «Блин – не клин, брюхо не расколет» садились за стол. Вели разговоры о погоде, предстоящей весне, о детях.

Потом повеселевшие хозяева и гости шли к колхозной конторе, там уже играла гармошка, пели песни, плясали. Затем шли на горку, смешили детишек: взрослые дяди садились на санки, по очереди ехали с горы, иногда летели кувырком в снег с высокого трамплина, перекидывались снежками.

Наконец возвращался санный поезд с молодёжью и тоже включался в общее веселье.

Выпрягали уставших лошадей, ставили в оглобли смирного коня по кличке Лапоть. До того ленив он был, что умудрялся даже ломать упряжку, если воз казался ему тяжёлым. Потом катали на санях по очереди ребятишек, но обязательно всех, даже малышей. Катание на лошади считалось хорошей приметой для детского здоровья. И весело было до глубокой темноты.

Далеко за деревней, у самого леса взрослые парни устраивали костёр из старых саней, бочонков, дегтярниц, тележных колёс. Мы видели только дым, нам туда ходить не позволялось. С порядками было строго, следили за ними и отвечали серьёзные работники – коммунисты.

Наконец всё стихло, умолкла гармошка, все разошлись по домам – завтра новый день, новые заботы, привычная деревенская жизнь в вековом ритме. Но долго ещё будет помниться деревенский славянский праздник Масленица.

Тамара КОНОПЛЁВА, ветеран труда. 

Поделиться
  • 1
  •  
  •  
    1
    Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *