Яндекс.Метрика

Последние комментарии

Все комментарии
делать выводы из прошлого Печать E-mail
24.09.2012

С удовольствием читаю в газете «Сокольская правда» материалы по истории Сокольского района, в этом году они посвящены 80-летию со дня образования. По району мне по работе пришлось поездить очень много. Бывал в самых отдаленных уголках. Исполняя служебные обязанности, искал ответ на вопрос: «Почему в одних деревнях стоят дома с прошлых веков большие и настоящие, а в других - маленькие и убогие». Искал ответ при беседах со старожилами и коллегами, в краеведческой литературе. Мне везло на встречи с интересными людьми. 
В честь юбилея района хочется заглянуть на несколько веков назад в историю, поделиться размышлениями и взглядами, провести параллели, как решались и решаются одни те же проблемы сейчас и ранее.

 

«На Моле жили лучше...»

Мысль о размерности домов в разных местностях подкинула мне моя бабушка Фелицата Ивановна Попова. Она говорила: «В Мольской волости бывшего Тотемского уезда (сельское поселение Чучковское) помещиков не было, а в соседней Корбанге (Воробьевское) они были. До революции 1917 года мы, на Моле, жили лучше, чем в тот же царский период корбангские крестьяне. Мы были государственными крестьянами, а там – помещики, купцы, которые простой люд прижимали и иногда очень крепко. У них меньше размерами были жилые дома, а у нас в основном - дома двухэтажные».
Такие двухэтажные дома, о которых говорит бабушка, на Моле назывались «пятистенками», так как в середине дома для увеличения его размеров шла пятая капитальная стена. К ним пристраивалось помещение для скота, на втором этаже - просторный сеновал, а к боковой стене - дополнительно и помещение для жилья (зимовка). В нее, для экономии дров на отопление в зимнее время, из основного дома переходила жить семья. На Корбанге большинство домов были одноэтажными с меньшим почти в два раза количеством окон по переду дома, чем на Моле. Разницу домов Молы и Корбанги, если приглядеться, можно заметить даже сейчас.

Когда я работал в совхозе «Архангель-ский», где центром совхоза и сельсовета было село Архангельское, то заметил, что дома с позапрошлого века в деревне вы-глядят маленькими. Сравнивать их можно было лишь с домами старушек-вдовушек на Моле. Не заглядывая в источники, ясно можно понять, что земля здесь принадлежала до революции не крестьянам, а помещику. Так было исторически. В 1779 г. имение в с.Архангельском купил помещик Поздеев, который обложил крестьян непосильными повинностями, довел их даже до бунта. Кстати, в том же поселении в деревне Савкино дома размерами больше, но в сравнении с мольскими выглядят скромнее.
Еще бабушка говорила, что корбанг-ские помещики жили в основном в Петербурге, Москве, за границей, а руководили за них управляющие. Управляющие и помещики разные. Если они были порядочными людьми, то давали людям жить, а если пройдохами, ворами, скрягами, картежниками, то и крестьянскому люду жилось нелегко.
Порядочным человеком из богатых, как отмечается в публикуемых материалах по истории района, был Пельшемский дворянин, меценат, предводитель дворянства Кадниковского уезда и мировой судья Юлий Михайлович Зубов, который очень много сделал для просвещения крестьянства в своей местности. Хоть не сохранился его дом, но следы благородной деятельности в облике деревни видны даже сейчас.

 

Волости - светские, духовенства и черносошные

Теперь из истории: почему в одних местах в деревнях дома большие, а в других - маленькие. Сейчас и далее в своей статье сошлюсь на труды историков-краеведов Вологодской области: А.В.Кузнецова, А.В.Камкина, Н.И.Голиковой, Д.А.Пшеницына, А.Н.Хомутова.
Наше северное крестьянство имело определенное право на землю, так как заселение будущего Сокольского района в XV-XVI веках происходило в форме народной колонизации, так называемое право вотчиной собственности с практикой распоряжения землей. От права владения землей волости делились на светские, волости духовенства и черносошные.
Светскими волостями были Корбангская (Воробьёво), Бохтюжская (Архангельское), Боровецкая (Обросово), Грибцовская, Замошская, Пельшемская (Марковское). Здесь земля в основном принадлежала дворянам, помещикам, купцам.
Вотчинами духовенства считалась Засодимская, часть Бохтюжской в районе Кокошилова, а Оларевская волость считалась вотчиной духовенства и частично светской. В волостях духовенства основная земля принадлежала церквям, монастырям. Во всех волостях были земли общего пользования.
Волости черносошные: Мольская (Чучково), Стрелицкая (Биряково). Здесь, подчеркиваю, земля принадлежала крестьянам. Земельные наделы получали по наследству или сами разрабатывали новые участки. Государственные черносошные крестьяне у меня, на малой родине, имели свои сложившиеся тенденции в землепользовании, землевладении и самоуправлении. Правительство таких крестьян от принадлежности к черной земле стали считать «черными», а после Петровских реформ и присоединения их к государственным землям, их стали называть государственными. Всё, что государственное, на Руси считалось казенным, поэтому и земли назывались казенными, и крестьяне. Крестьяне в основном были со средним достатком. Имели от 8 до 15 десятин на одну ревизионную душу земли, включая пашню, сенокос, выпас скота и так далее. (Одна десятина равняется 1,0925 гектара).
Государственные крестьяне в отличие от крестьян помещичьих в светских и волостях духовенства нашего района имели право за-ключать сделки, выступать в суде, самостоятельно торговать, организовывать промышленное производство. Также имели лесные наделы, естественно, с уплатой за пользование ими налогов. Такое было существенное различие во владении землей в районе, а отсюда исходило социальное положение населения и размерность жилых домов.
Зажиточность крестьянина зависела еще от количества мужиков в семье. Где больше взрослых сыновей да плюс ум и здоровье хозяина, то и хозяйство выглядело крепче. Достаток зависел от наличия и количества лошадей. По их наличию мольские крестьяне имели весомое преимущество перед корбангскими. Были семьи безлошадные, бедные (но не голодали); безземельные по ряду причин. Правительство по их желанию могло наделить земли на правах аренды с по-следующим выкупом. Но они продолжали работать у зажиточных крестьян, и земли не брали. Их называли половниками, работающими за долю урожая. Правители стремились ограничить права черносошных крестьян по такой свободе пользования землей, повышая периодически повинность.

 

Храм назвали Троицким

Разница в собственности на землю и в юридической свободе крестьян просматривается в вопросе строительства церковного храма на моей малой родине. В XVII веке в верховьях речки Молы существовала деревянная церковь Покрова Богородицы, которую в 1790 г. сменила каменная, освященная как Троицкая. Почему Троицкая? Всего быстрее, потому, как утверждают историки, такие храмы редко возводились на второстепенных местах, чаще они возводились в больших селах и приходах. Приход образовался большой, в него входило около 50 деревень, более 6000 прихожан, сельцо превратилось в село. И храм решили назвать Троицким. Службу вели два священника, то есть она стала двухприходской. Она стала одной из самых больших храмов Вологодской губернии по числу прихожан, по размерам и высоте колокольни, по количеству престолов. Естественно, самой большой на территории современного Сокольского района.
Церковь возведена на средства прихожан: двухэтажная, каменная. Внизу – храм теплый, верхний – холодный, летний. Постоянно шло ее расширение. В 1850 г. она имела пять престолов. Память о первоначальном названии храма Покрова Богородицы осталась в названии прицерковного села Покровского, да в наименовании одного из приделов новой Троицкой церкви. Более богатые жители вкладывали средства на целый придел с престолом и алтарем. Позже пристроенные в 1869 г. два двухэтажных больших высоких придела почти полностью перекрывали внешний вид храма. Для того чтобы церковь смотрелась и выглядела выше, чем эти два придела, которые как бы закрыли основное здание, через десять лет, в 1879 г., на храме построили грандиозную колокольню высотой 30 сажень, или в 64 метра, или высотою равной четырем современным пятиэтажным домам, поставленным друг на друга. Строительные работы были выполнены в стиле тотемского барокко. В храме к концу XIX века было уже семь престолов! О двух престолах (в честь Святой Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы) сказано выше, а еще пять названы в честь Крестителя Господа Иоанна Предтечи; Святого пророка Ильи; Святого Николая Мирликийского; трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста; преподобного Феодосия Тотемского.

Хочу подчеркнуть, в светских и духовных волостях размеры храмов были несколько меньше. Видимо, государственные черносошные крестьяне были богаче, чем светские, так как в этих волостях не было помещиков, и население считало долгом иметь достойный божий храм.
Когда в Покровском открыли церковно-приходскую школу, то крестьяне обязались опять по «приговору» (решение деревенского схода) ежегодно на содержание школы выделять по 3,5 копейки с души.
В 1936 г. Троицкую церковь в с.Покровском закрыли, в 1937 г. ее передали под молодежный клуб, затем на базе церкви открыли МТС (машинно-тракторную станцию) по ремонту и выделению тракторов, сельхозмашин для работы в колхозах. В 1958 г. МТС реорганизовали в РТС (ремонтно-тракторная станция). МТС передала технику на баланс колхозов, а вновь созданная станция должна была заниматься только техобслуживанием и ремонтом. В 1961 г. РТС стала ремонтными мастерскими совхоза «Чучковский».
В начале 60-х годов прошлого столетия снесли у церкви колокольню, якобы она стала давать крен, могла упасть, и возникла угроза жизни людей. Подтвердить это не могу, мне кажется, просто хотели использовать кирпич на другие строительные цели. Кирпич получить не удалось, так как старинная кладка существенно отличалась от современной и составляла единый монолит. Теперь храм разваливается по частям от действия природных факторов и торчит, как остов. Восстановлению, к сожалению, не подлежит.

В новейшей истории Сокола, мне кажется, затихло строительство нового храма в городе в микрорайоне Печаткино. Сбор средств продолжается, но деньги собрать мешают два принципа. Первый. Благодаря Правительству области и руководству района Сокол признали моногородом, он попал в программу, финансируемую из источника РФ. Для Сокола это хорошо. Но тут же, по-моему, используя проблемы моногорода, произошла негласная «договоренность» работодателей, которые, используя уравниловку, держат зарплату в городе «на один рубль» выше, чем пособие по безработице. А при такой зарплате сложно ждать поступления средств от населения. 
Вторая причина, мне кажется, кроется в людях, имеющих бизнес и достаток. Не надо им вносить украдкой тысячу рублей, а вносить столько, чтобы хватило средств, например, на придел с отдельным престолом и алтарем, как было пару веков назад. Хорошо, если у нас в районе появится больше местных «зубовцев», а не «поздеевцев».
В газете «Сокольская правда» надо опубликовать списки, кто сколько внес денег на строительство храма. Ввести в обиход без боязни забытое в светской жизни слово «пожертвование». Устроить между спонсорами соревнование. За весомый вклад в строительство церкви присвоить звание «Почетного гражданина Сокола».
Сегодня же некоторые предприниматели даже боятся озвучить свои доходы…
Выходит, что от возведения церкви на данном этапе жизни города надо отказаться? Строительство храма требует чистой русской национальной души и с до-статочной доходностью население. Храм в Соколе на улице Новой построен благодаря бывшим в то время в силе советским предприятиям. Поступление средств от населения шло активнее. И, конечно, надо отдать должное бывшему мэру района Михаилу Витальевичу Зародову, наследственные корни которого, кстати сказать, выходят из свободной черносошной государственной Стрелицкой (Биряково) волости. Деньги, собранные на строительство вновь строящего храма, лучше положить на постоянно пополняемый счет в банк и возить верующих бесплатно на автобусе в церковь села Архангельского или Кадникова. На данный счет можно вносить добровольные пожертвования открыто или инкогнито.

 

О земле и свободе

На севере Руси крестьяне обладали относительной свободой личности и деятельности. Не зависело от того, где они проживали - в светских или волостях духовенства. Они не были лично закрепленными за помещиком или дворянином. Грубые формы крепостничества отсутствовали, как в центральной части и на юге страны. 
В прошлом году отмечалось 150-летие со дня отмены крепостного права на Руси. Если в центре и на юге страны крестьяне в 1861 г. получили свободу от землевладельцев (помещиков, дворян и т.д.), то у черносошных крестьян в Чучкове и Бирякове были и свобода, и наделы земли в собственности.
Реформы в 1863-1866 гг. в государственных уездах северных губерний направлены в первую очередь на упорядочение наделов земли крестьян. Проведение межевания (границ) между частной и казенной землей. Особенно строго проведено межевание в выделении лесных наделов крестьянам, чтобы ограничить их свободное пользовании казенными лесами. За самовольную вырубку в таких лесах к нарушителям после реформы стали применять существенные штрафы. За повторное нарушение – арест и тюремное заключение. Правительство повысило повинности за уплату пользования землей и выкуп новых. Крестьяне хотели пользоваться землей так же свободно, как до реформы. Крестьяне дорожили таким статусом, хотя права их значительно ущемлялись.

Сегодня, в начале XXI века, большая часть земли района (примерно две трети) числится за ОАО «Вологодский картофель». Оно практически принадлежит частному лицу или лицам, которые живут, как и в старину, в Москве. Здесь поставлены от них управляющие. Часть земли находится у них в аренде. В их ведении находятся земли 8 из 13 бывших совхозов «Россия», «Двиница», «Марковское», «Сухонский», «Новое», «Архангельский», «Сокольский», «Доброволец». Хозяйства специализируются в основном на выращивании овса и картофеля для производства чипсов.
Все забыли, что великий реформатор П.Столыпин создавал на Вологодчине в первую очередь артели из крестьянских хозяйств по производству сливочного масла. При советской власти приоритетным направлением считали выращивание молочно-мясного крупного рогатого скота, то есть производство молока, масла и мяса. Если бы в чипсовое производство было втянуто одно хозяйство, то терпимо, можно сказать - пусть работают. Но в объединение попали более десятка бывших лучших молочных хозяйств Соколь-ского, Сямженского и Усть-Кубинского районов. И как результат - жизнь для сокольской коровушки становится всё проблематичнее.
На 01.01.2012 г. на территории поселений Чучковское (бывшая государственная волость) и Воробьевское (бывшая свет-ская волость) проживают 1819 человек, имеется всего лишь – 494 коровы (СПК «Сокол» содержит 450 коров, «Рассвет» - 38, «Доброволец» ОАО «Вологодский картофель» - 200, у населения обоих поселений – 16 коров). Численность населения в сравнении с 1925 годом сократилась в 9,2 раза, а поголовье коров - в 14,6 раза. На территории этих поселений нет в хозяйствах ни одной лошади.
Лошадь теперь можно увидеть только в Вологде на главной площади во время специально организованных платных ат-тракционов, в Соколе – на проводах зимы...
...Мне кажется, что всё время наступаем мы на одни и те же грабли: стремимся к новому, но при этом не делаем выводов из прошлого.

Леонид ЗУБАКИН


(3 Голосов)

Новые статьи:
Похожие статьи:

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

В комментариях ЗАПРЕЩЕНО: Оскорблять чужое достоинство, проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь, употреблять ненормативную лексику, мат, публиковать объявления рекламного характера.
По мере возможности, придерживайтесь правил русского языка. Старайтесь не делать грамматических ошибок.
За нарушение правил ваш комментарий будет проигнорирован!

Защитный код
Обновить

Электронная подписка

 

Цена полугодовой подписки - 220 руб. 

Подробности
по тел. 2-20-70

Реклама

Баннер

Реклама

Реклама

Место для вашей рекламы

обращаться
по телефонам:
2-43-48; 2-54-07

Расценки

Праздники

Информер праздники сегодня