Яндекс.Метрика

Последние комментарии

Все комментарии
Обнимая время Печать E-mail
17.03.2015

Как часто злой рок вычёркивает из жизни тех, кто мог бы ещё долго служить на нашей земле добру. Невольно крутятся мысли вокруг этой прописной истины, когда смотришь фильмы безвременно ушедшего кинодокументалиста Юрия Половникова - Митрича. Я не был с ним знаком лично, увидел его картины почти случайно на фестивале «Фрески Севера». Увидел - и поразился необычному творческому углу зрения: о чём бы ни снимал Митрич, получалось очень своеобразно, совсем не похоже на тот кинематографический ширпотреб, в изобилии хлынувший на русского зрителя в лихие 90-е.

Герои Половникова - в большинстве своём вологодские провинциалы. Их непростые судьбы, взгляд на мир, жизненные перипетии - всё попало в объектив и стало своеобразной кинолетописью нашего края. Снимать неигровое кино сложно, здесь своя драматургия, довлеющая «правда факта», но в то же время создатели такой картины могут напрямую обратиться к зрителю, поделиться своим видением мира.

О Митриче-кинематографисте за десять с небольшим лет сказано много, проводится кинофестиваль «Фрески Севера» (хотя и сложная у него судьба, но он живёт). А вот Митрич-литератор - это ещё малоизвестная страница его творчества, которую совсем недавно начали приоткрывать. За год до его смерти вышла книга рассказов Половникова «Тут вам не там», но она не могла показать все грани литературных способностей Митрича.

Поэтому в процессе подготовки X кинофестиваля «Фрески Севера-2014» соратники Митрича Марина Барышева и Михаил Макаров решили переиздать его рассказы и дополнить новую книгу неизданными произведениями, в числе которых очерки, дневниковые записи, размышления. Так появилась на свет книга «Дайте обнять время».

Её презентация с успехом прошла в Доме кино Союза кинематографистов в Москве (об этом наша газета уже писала). А недавно книгу представили землякам Митрича - сокольчанам. В Центре народной культуры и художественных ремёсел «Сокольский» собрались друзья и коллеги кинодокументалиста, те, кто его знал, и те, кто любит и ценит его творчество.

«Душа», «друзья», «свет», «тайна», «добро», «любовь» и, конечно, «кино» - пожалуй, эти слова чаще всего звучали в воспоминаниях о Митриче. Для кого-то он был добрым другом, для кого-то - душевным человеком, для кого-то - неразгаданной тайной. И для всех - талантливым режиссёром. Получился разговор о личности. Давайте послушаем его фрагменты.

Марина Барышева, кинорежиссёр, продюсер, член правления Вологодского землячества в Москве:

- Книга эта очень самобытная и интересная, издать её помогали многие. Что касается Юры, то у меня было ощущение его открытости и незащищённости.

Татьяна Орлова, руководитель студии авторской песни «Доверие»:

- Юра умел убеждать. Любил приглашать в гости. Его кабинет был очень необычным - его украшали предметы сельского быта: колесо от телеги, самовары...

Сергей Головецкий, кинорежиссёр, член Правления Союза кинематографистов России:

- Юрий - фигура трагическая. Когда он поступил во ВГИК, был уже сложившейся личностью. Много работал...

Ирина Паничева, педагог по классу гитары:

- Юрий - человек-душа. О нём можно говорить только с любовью.

Надежда Хлопкова, журналист, ведущая встречи:

- Я познакомилась с Юрием, когда он пришёл к своему учителю Валерию Шадрунову, который работал на радио. Валерий Иванович попросил меня сделать о Митриче передачу. Так мы начали с ним общаться...

Михаил Макаров, кинооператор, режиссёр:

- Мы с Юрой жили в одном доме, учились в одной школе. Занимались на станции юных техников в Доме пионеров. Занимались фотографией, ходили в походы...

...Презентация книги стала хорошим поводом для воспоминаний о Митриче. Кстати, о воспоминаниях. Не так давно появилась идея собрать их «под один корешок». Вот как об этом говорит краевед, член литературного объединения «Сокол» Александра Макурина:

- В прошлом году одно из заседаний клуба «Сокольчаночка» (он работает при библиотеке) было посвящено Юрию Половникову. Участники встречи сошлись во мнении о необходимости создания книги воспоминаний. И работа закипела, мы начали её с большим энтузиазмом. Уже собран богатый материал.

Хочется верить, что найдутся люди, которые поддержат добрую инициативу, и очередная книга скоро увидит свет. И не только книга. Многие выступавшие говорили об увековечивании памяти Митрича. Звучало даже предложение назвать его именем одну из улиц города. Другие идеи были менее масштабными: предлагалось установить памятную доску в Центре народной культуры (ДК «Сокольский»), где работал Митрич, и (или) в школе №10, где он учился.

Хотя на встречу не все смогли приехать, она получилась очень тёплой. Этому, конечно, способствовала выставка фоторабот о жизни Митрича, киноаппаратуры, с которой он работал, и зажжённые свечи - символ памяти. Ведущей Надежде Хлопковой удалось создать душевную атмосферу, угадать настроение зрителей, которые, кстати, тоже имели возможность высказаться в рамках «свободного микрофона».

Давно подметили друзья, что псевдоним из сокращённого отчества Митрич созвучен двум английским словам: «to meet» и «rich» («встречаться» и «богатый»). Парадоксально, на первый взгляд. Казалось бы, к Митричу, человеку, ограниченному в средствах, это отношения не имеет. Но, если взглянуть с другой стороны, открывается новый смысл: короткая, в 49 лет, жизнь Митрича - это встреча с духовно богатым русским человеком, богатой историей страны, богатым русским языком. И прожил он свою жизнь, обнимая время и оставляя свой, ни на что не похожий след на этой огромной и немножко странной Земле...

Артём КУЛЯБИН


Лямка судьбы

(Из писем и дневников Юрия Половникова)

Осень 1989

У нас уже горы покрываются снегом. А мы всё снимаем и снимаем, делаем, наверное, никому не нужное советское кино.

Объездил всю матушку Сибирь, но здесь красиво, словно в Швейцарии. Иногда даже питаемся. А когда нечем, то нюхаем чистый воздух. А если и нюхать не хочется, то он сам нюхается. Недавно были так далеко в горах, что снова ноче­вали в юрте у чабанов. Я ходил в дикие пе­щеры, даже немного заблудился. Расстро­ился очень, а потом назло всем вышел.

Я уже очень устал. Хочу в Москву. Пи­сем ни от кого не получаю. Живу другим - читаю Брэдбери «Вино из одуванчи­ков», Василия Белова и сказки. Не прочь бы прочесть чье-нибудь послание, адре­сованное мне. Но, увы...

Живу, как придурок этот, Буратино, которого по своей дурости создал Карло папа недалеко от поля дураков. Здесь, в этой стране дураков, ложусь поздно, вместе с верблюдами и собаками. Встаю вместе с Солнцем и тяну лямку своей судьбы...

..Душа болит еще и за студию. Скоро у них юбилей. А душа у меня всегда болит, видимо - ду­шевно больной.

* * *

Осень 1991

В сутках у меня сейчас сорок часов, но и тех не хватает. Скоро сдача чернового материала. Но кое-что еще даже и не смонтировал. На неделе надо еще ко­лировать звук. Не делали еще застолье. Баня классная. Концерт есть. Боль и на­дежда тоже. Природа сказочная. Если бы еще режиссера умнее, то фильму цены бы не было.

Но можно говорить много, а сроки жесткие. Церемониться никто не будет. Уже запускают на часовую телепередачу. Но это потом. И это о вологодских памятниках культуры. Думаю, что будет интересно.

Живу пока в общаге ВГИКа. Ничего не дают ни в Вологде, ни в Москве. Одна на­дежда ехать на Запад.

Москва скучная, убогая, сырая и вся заржавела. Цены астрономические. Одно яйцо от курицы на рынке 5 рублей. Мясо 90 рублей, лимон, 1 штука, 25 руб­лей. Не хочешь? Не наваливают! Это еще, говорят, начало. Молока не купишь. Маргарина нет. Сегодня не мог купить хлеба, потому что в магазине народу очень много. За каждой ерундой оче­редь. Будет хуже. Детская одежда доро­же взрослой. Маленький костюмчик 250 рублей при зарплате 300 в месяц.

Олег хоть как-то крутится, снимает для западного телевидения, его просят, в день 300 рублей. Но это, говорят, еще мало, он дешево снимает. Москва сошла с ума. Хорошо хоть, я чем-то занят. А то бы меня, наверное, уже посадили бы. Никуда не хожу. Даже в театр. Один раз был в кино. В Доме кино один маленький бутербродик 10 рублей. На одном яйце 3 икринки 6 рублей. Вот так и живём.

Завидую тем, кто в деревне. Они на земле живут. А остальные в дерьме. Каж­дый второй честнее третьего, смотри, чтобы стакан кофе не отобрали. Полно в Москве нищих. Я им ничего не даю. Ско­ро сам рядом сяду.

Но это не главное. Главное для худож­ника творить.

В Вологде бываю очень мало...

Сейчас, наверное, холодно в деревне-то или еще нет? Один раз варил гри­бы, вкусно. И еще часто вспоминаю де­ревню, потому как монтирую кино и всё смотрю.


(0 Голосов)

Новые статьи:
Похожие статьи:

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

В комментариях ЗАПРЕЩЕНО: Оскорблять чужое достоинство, проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь, употреблять ненормативную лексику, мат, публиковать объявления рекламного характера.
По мере возможности, придерживайтесь правил русского языка. Старайтесь не делать грамматических ошибок.
За нарушение правил ваш комментарий будет проигнорирован!

Защитный код
Обновить

Электронная подписка

 

Цена полугодовой подписки - 220 руб. 

Подробности
по тел. 2-20-70

Реклама

Баннер

Реклама

Реклама

Место для вашей рекламы

обращаться
по телефонам:
2-43-48; 2-54-07

Расценки

Праздники

Информер праздники сегодня