Яндекс.Метрика

Последние комментарии

Все комментарии
Гребешковый цех Печать E-mail
15.03.2011

Одна из моих предыдущих краеведческих работ обнаружила факт существования в нашем городе гребешкового цеха. Что это за цех? В литературе упоминаний о нём практически не было. Я увлёкся исследованием «белого пятна» в истории нашего города, и свою работу посвятил приближающемуся юбилею Сокола. 

На начальном этапе исследования обнаружил, к удивлению родителей, что наша семья связана с историей развития рогового промысла на Вологодчине. Мой прапрадед Н.И.Молотов был активным помощником родоначальников промысла на нашей земле.

 

 

Я изучал архивные данные, экспонаты в музеях, краеведческую литературу в библиотеках, встречался с жителями Усть-Кубинского района. В г.Соколе мне удалось побеседовать с Р.Н.Рачковой, Г.М.Мальцевой, В.А.Паршиной, В.И.Баевой. В работе помогли А.А.Стрекалова и моя бабушка В.Н.Малашина.

 

РАНЬШЕ село Устье относилось к Кадниковскому уезду.

 

В очерке Ф.А.Арсентьева сказано: «В Кадниковском уезде, верстах 4 от впадения Кубены в Кубенское озеро, на самом берегу реки, которая тут больше версты шириною, картинно и широко разметалось богатое село Устье, с красивой церковью и щеголеватой постройкой, с каменными лавками около церкви, с барками, каюками и лодками на реке. Это село составляет центр Устьянской волости: от него вся местность с 58 деревнями с населением в 1953 души мужского и 2204 женского, изве-стно под общим именем Устьянщина». Здесь, по данным Вологодских губернских новостей, и занимались выделкой коровьего рога и предметов из него.

«Устьянский рог» -  это кустарный промысел, основой  которому служит коровий рог, материал животного происхождения, чрезвычайно трудоёмкий в обработке. Естественная форма рога издавна использовалась в  крестьянском хозяйстве на Севере. Из него изготовляли пастушьи рожки, делались пороховницы для охотников, рог использовался для вскармливания грудных детей молоком.

Начало промыслу положил кустарь Андрей Глинкин. Он обучался кустарно-роговому мастерству в Петербурге, где в течение 25 лет содержал свою мастер-скую и работал на разные магазины. В 1862 г. он переехал из Петербурга на родину и стал обучать устьянских гребёнщиков выделке разных изящных вещей из рога. Сын кустаря - Александр своим талантом превзошёл отца. И вместе с отцом смог обучить многих устьян азам рогового производства.

Мой прапрадед Николай Иванович Молотов, житель деревни Филисово, был активным помощником Глинкиных: скупал сырьё и продавал продукцию. Местное сырьё применяли мало, так как рога наших коров были короткими, предпочитали воловьи рога черкасского и южнорусского скота, а также холмогорских быков. Зато продукция наших мастеров хорошо продавалась далеко за пределами губернии.

В 1872 году на Политехниче-ской выставке русская публика познакомилась с произведениями Глинкина. Эксперты обратили на них особое внимание. «В 1882 году на выставке в г.Москве Глинкин удостоился поднести головной прибор из черепахи Ея Императорскому Величеству Государыне Императрице Марии Фёдоровне», - говорится в краеведче-ской работе Л.Бызовой.

Самыми крупными «хозяевами» промысла в конце XIX - начале XX века были Красавины, проживавшие в д.Филисово. Они готовили гребенной товар высшего сорта и единственные изготовляли дамские украшения из черепахового панциря. Александр Красавин переехал в Петербург и нажил солидное состояние: четыре дачи в Гатчине и три дома в Петербурге. На свои средства построил в Филисове церковь Косьмы и Дамиана.

Крупным владельцем роговых мастерских был и Павел Платонович Паршин из д.Плющеево. На него работали мастера из деревень Филисово, Порохово и Климушкино. Он механизировал свои мастерские, а на берегу реки Кихть построил ещё и кирпичный завод.

После революции кустари Устьянщины были объединены в артель роговых и кружевных изделий. В 1929 году Филисовская артель реорганизуется в фабрику. Инициатором этого события была Александра Александровна Клыпенкова. Был налажен выпуск     оправ для очков, аптекарской посуды, сувенирных изделий. В 50-х годах рог заменили галолитом, а в 80-е годы фабрику закрыли.

Многие предметы, созданные руками первых мастеров, сохранились до сих пор.

В Вологодском государственном музее-заповеднике изделий из рога насчитывается  более 300 единиц (не считая пуговиц).

Представлена экспозиция и в Усть-Кубинском музее. Это многочисленные аптекарские принадлежности: пинцеты, шпатели, чашечки для весов, разнообразные лоточки, а также столовые приборы: ножи, вилки, ложки, салфетные кольца, совочки для чая. Имеются в коллекции охотничьи принадлежности, кабинетные предметы, всевозможные изделия для туалета: гребни, шпильки, пудреницы, шкатулки, подсвешники.

* * *

Продолжение традиций рогового производства на сокольской земле связано с историей сельскохозяйственного производственного кооператива «Сокольский мясокомбинат».

Она начинается с 1932 года. По воспоминаниям Валентины Баевой, прошедшей трудовой путь от бухгалтера (с 1959 г.) до директора (1982-1987 гг.), производство изначально было открыто как убойный пункт для скота. Труд был в основном ручным. Забой скота проводили странным образом по современным меркам: молотком меж рогов.

В начале войны на предприятии для нужд армии был открыт гребешковый цех, это забытая страница истории города, о нём не упоминается в литературе, нет сведений в музее города. Но факт существования гребешкового цеха подтверждают старожилы и документы.

Гребешковый цех находился в обычном небольшом деревянном доме у мыловарни, рядом с комбинатом, за железнодорожным полотном.

Оставшись после смерти жены один Алексей Иванович Рачков  перебрался в Сокол к невестке, устроился на мясокомбинат, являясь мастером-роговщиком.

Из деревни привозит инструменты для производства гребней и других роговых изделий. Вскоре на работу приняли и его внука Александра Николаевича Рачкова в качестве ученика. В Сокол из деревни в 1943 году приезжает и сестра матери, Зинаида Клыпенкова, третья из семьи становится работницей гребешкового цеха, она так же как ее отец владела роговым мастерством. Таким образом, устьянские роговщики продолжили традиции на сокольской земле.

Документы тех лет сообщают нам фамилии некоторых рабочих, которые трудились в гребешковом цехе. Это Г.М.Бельчикова, Африкан Петрович Свободин, Николай Алексеевич Пикулин, П.Горбунов, Кочина, Хомутов, Горбунова.

Слова «Всё для фронта, всё для победы» стали не просто лозунгом, а внутренней убеждённостью женщин и подростков, заменивших мужчин, ушедших в армию. Работники гребешкового цеха трудились честно и добросовестно, премировались за успехи.

* * *

В основе производства гребешкового цеха лежала работа с коровьим рогом, но в качестве сырья в военную пору, по воспоминаниям Глафиры Михайловны Мальцевой, работницы цеха, использовали кости коров.

Глафира Михайловна нам описала процесс  производства, который также приведен в статье «Роговое производство кустарей Вологодской губернии». Организация производственного процесса проходила в два этапа.

Сначала обрабатывали рога и кости. Для превращения рога из естественного вида в форму, удобную для производства роговых изделий, роговщики имели особые помещения - «правильни».

В устройство «правильни» входили пила, пресс, чугунный отжим, тиски, терпуг стальной для скобления рога, рашпиль, напилки разных форм и размеров для отрезания проволоки, паяльная трубка (дефка), дольники для вытачивания рога, зубильная машина для гребёнок, токарный станок и другие нехитрые инструменты.

Рога очищали, отпиливали корень и верхушку, а затем вываривали в особого рода печи. Рог размягчался, легко поддавался вычищению внутренности и раскалыванию по длине. Распаренные плашки зажимали под пресс и распрямляли. Таким технологическим приёмом мастера снимали внутреннее напряжение материала, частично нарушали его структуру, качественно преобразовывали, не изменяя его слоистого строения и эластичности.

Есть такое описание первичной обработки рога. Его распаривали в котлах с горячей водой. Далее рог надевали на палку, разогревали на углях до мягкости. Затем металлическим косарём с помощью берёзовой колотушки (палки) рога разрубали. Металлической выколупкой вынимали из рога внутреннее содержимое. По рассечённому месту развороткой растягивали рог. Если конец рога толстый, то изнутри выколупкой выбирали лишние слои, сверху обстругивали ножом. В клещах расправляли заготовку. Далее разогретые пластины зажимались в деревянных колодах по одной штуке через деревянные прокладки (всего в колоде 10-12 штук).

Работа по первичной обработке рога - грязная, вредная для здоровья и требовала хороших знаний и навыков. Мастеров, занятых первичной обработкой, называли «правщиками».

Затем производили изделия из плашек.Пластины просекались на плашках по одной штуке. Пластины могли резать циркулярной пилой или крепкой ножовкой (как по железу). Для прочности плашку снова грели на колоснике и клали в другие  колоды меньшего размера. Зубили гребешки по одной штуке ножными станками. На валиках гребни обрабатывались шкуркой (наждачной бумагой). Полировальные наждачные плиты из гребешкового цеха использовались работниками механической службы предприятия после закрытия цеха. Эту операцию выполняли «роговщики». В цехе выпускали гребни, гребёнки, пуговицы, мундштуки для нужд армии. Продукцию сдавали на склад предприятия.

* * *

РоговОй промысел, а позднее  производство стало нашим историческим наследием. Рог по своим качествам выгодно отличается от искусственных материалов.

Работа по этой теме позволила узнать новое не только о своих предках, но и о городе, в котором живу. И я уверен, что изучение истории этого промысла впишет ещё одну страницу в летопись двух соседних районов Вологодчины.


Гребешковый цех на мясокомбинате был открыт во время войны для нужд армии.

 


Никита МАЛАШИН,

Кадетская областная школа.


(0 Голосов)
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

В комментариях ЗАПРЕЩЕНО: Оскорблять чужое достоинство, проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь, употреблять ненормативную лексику, мат, публиковать объявления рекламного характера.
По мере возможности, придерживайтесь правил русского языка. Старайтесь не делать грамматических ошибок.
За нарушение правил ваш комментарий будет проигнорирован!

Защитный код
Обновить

Электронная подписка

 

Цена полугодовой подписки - 220 руб. 

Подробности
по тел. 2-20-70

Реклама

Реклама

Место для вашей рекламы

обращаться
по телефонам:
2-43-48; 2-54-07

Расценки

Праздники

Информер праздники сегодня