Яндекс.Метрика

Последние комментарии

Все комментарии
Поставим памятник корове! или Давайте делать выводы из прошлого Печать E-mail
17.06.2013

Коровы на пастбище. (Художник Жюльен Дюпре).Окинув взором полки продуктовых магазинов, сегодня можно подумать, что в нашем обществе наступило изобилие. Мне не хочется говорить о качестве современных продуктов, о технологии производства биологической ценности, о том, какие есть способы, чтобы спихнуть покупателю недоброкачественный товар. Не скажу и о стоимости продуктов к доходу среднестатистического жителя района. Просто проведу параллель о питании населения нашего края в течение двух-трех последних столетий с информацией для размышления с точки зрения сельхозпроизводителя.

Пироги домашние - основное лакомство

Ответ на вопрос, как питались простые люди в XIX веке у меня на малой родине в сельском поселении Чучковское, я нашел в статье Т.А.Ворониной «Об особенностях питания крестьян Тотемского уезда в конце XIX века». Что интересно, в статье приводятся примеры в основном из быта крестьян.

«Крестьяне занимались хлебопашеством, выращивали рожь и овес. Из ржаной муки пекли черный хлеб, а из овсяного зерна получали крупу, крупку и толокно. Держали коров, коз, овец, свиней. Хорошо было развито огородничество. Выращивали лук, огурцы, морковь, капусту, свеклу, репу. Картофель появился в середине XIX века.

Мольская волость отличалась от других тем, что у многих имелись яблони. Собирали в лесу грибы и ягоды, занимались рыболовством и охотой. Соблюдать посты старались строго, послабление делали для больных. Ели три раза в день, зимой - четко по расписанию. За столом во время трапезы разговаривать не рекомендовалось. Во главе стола сидел хозяин, ели все из одного блюда.

Питание было нормальное: щи с мясом, молоко, простокваша, творог, сметана, масло коровье, масло постное из льняного семени, овощи с огорода, ягоды из леса, кисель из овсяного толокна, квас из ржаного солода. На праздники пекли пироги, варили пиво. Стол с блюдами различных кушаний был заполнен полностью, отличались гостеприимством».

Все это питание и традиции в еде почти сохранились и в мои годы, только мы уже не соблюдали посты, и не так строг был режим дня. Ели одни русские кушанья (жаркое из мяса, овсяный молочный кисель) из одного блюда, а другие - из разных тарелок. На мой вопрос к маме о плохом питании до войны и в военное время она отвечала так: «Почему мы питались плохо? Кто был не ленив и у какой семьи имелась корова, питались неплохо».

В настоящее время коров на личном подворье у сельчан нет, и питание по большому счету стало «городским», то есть привозимым.

В годы войны наша область приняла блокадников из Ленинграда. Это говорит, что продукты в нашем крае в суровые военные годы были. С одной семьей из Ленинграда мои родители так сдружились, что стали считаться родственниками. Когда я приезжал в город на Неву, нас встречала бабушка, которая жила в блокаду на Вологодчине, ее дочь с зятем, как дорогих гостей-родственников. Моя супруга пока училась заочно в лесотехнической академии, также жила во время сессий у них. Питались и ели за столом вместе. Речи о плате за проживание не шло. Была связь и дружба через поколения.

В советские и церковные праздники во времена моей молодости, так же как и в «старину», пекли пироги, варили пиво. Когда в магазинах стали позднее свободно продавать сахар, то стали гнать самогон. Почти в каждом доме во время праздника, любого зашедшего в дом накормят, поднесут кружку пива или стаканчик самогонки, дадут возможность переночевать. С самогоноварением, по указу правительства и постановлению партии, боролись, но в основном условно. К самогонщикам применялись меры, но только к тем, чья «продукция» стала причиной преступления или значимого семейного конфликта.

Что можно было купить в сельских магазинах в годы моего детства? Приведу ассортимент: соленая треска и сельдь в деревянных бочках, растительное масло в железных двухсотлитровых бочках, повидло разновесное в больших 10-килограммовых жестяных банках, сухофрукты. Конфеты (подушечки), которые пока везли из города по бездорожью, превращались в ящике в один целый клубок. При продаже конфет рубили их топором. Сахар был в большом дефиците до тех пор, пока не произошла революция на Кубе, откуда в нашу страну стали завозить сахарный песок. Белого хлеба почти не было, пекли его немного, в основном для стационаров в больнице, а черный хлеб зачастую пекли из муки низкого качества. Мешок белой муки продавали не более двух-трех раз в год на семью. При этом учитывалось количество членов семьи. Пироги домашние были основным лакомством в праздники. Колбасы в магазине не имелось.

Лакомством для детей из-за нехватки сахара считалась пареная морковь и свекла, а также вяленица, приготовленная из них.

Для размышления: о мясе и молоке...

В 1960 г. потребление мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо (включая сало и субпродукты в натуре) на душу населения в целом по стране составляло 39,5 кг, в 1980-м - 57,6 и в 1985 г. - 61,4 кг. Потребление мяса хоть медленными темпами, но росло. По рекомендациям советской медицины того времени считалось нормой 75-80 кг на одного человека. В Вологодской области в текущие годы потребление мяса в целом вроде выглядит неплохо. С учетом того, что шел интенсивный забой скота во всех категориях хозяйств, резко возросли завозки мяса из-за рубежа. Потребление его в 2010 г. составило 67 кг против 77 кг в 1990 г. Тенденция в сторону снижения. И тут надо задуматься над тем, почему потребление мяса населением Вологодчины снизилось, хотя по статистике выглядит пока не так удручающе. Но обратите внимание на следующие данные. Количество крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств области в 1991 г. насчитывалось 613 тыс. голов, в т.ч. коров - 253 тыс. голов, а на начало 2011 г. количество крупного рогатого скота составило 196,7 тыс. голов, в т.ч. коров - 90,6 тыс. голов, то есть уменьшение в 2,5 раза. Мясо на рынке было, но в связи с резким сокращением поголовья будет ли оно доступно, подчеркиваю, по доступным ценам в ближайшем будущем для основной массы населения?

Хорошие или плохие из вышесказанного можно сделать выводы? Возможно, вегетаризм в нашей стране будет в моде, но вот употребление молочных продуктов в перерасчете на молоко вызывает серьезную тревогу. В 2010 г. потребление их равнялось лишь 240 кг, а в 1990 г. - 425 кг, то есть в молочной Вологодской области употребление сократилось на одного человека в 1,7 раза, в стране - в 2,5 раза. Кстати, потребление спирта на душу населения в России составляет в среднем 14 литров в год. Так и всплывают в памяти слова мамы, что в деревне питались неплохо, имея в хозяйстве корову. Какой вырастим национальный человеческий капитал без молока в питании? Вот один факт: сегодня только 30 процентов призывников, выращенных в период последних 20-ти лет, готовы по состоянию здоровья быть защитниками Отечества. В мои годы при призыве в армию был жесткий медицинский отбор, и комиссовались единицы.

Личное подворье - не сфера для быстрых денег

Кто держал корову, знает, что это непросто. Серьезной проблемой было заготовить сено для корма личного скота. Сельхозугодья были вроде общими, но колхозными. Любая заготовка на них кормов без разрешения правления колхоза или администрации совхоза считалась воровством. Незаконно заготовленное сено забиралось даже из сарая. Честно скажу, такая мера почти не применялась у нас, так как работала сельская «солидарность» защиты от непродуманных в отношении крестьянина решений.

В совхозе по положению, чтобы иметь 2,5 тонны сена для себя, нужно заготовить для общественного стада 25 тонн, то есть 1:10. На сенокосе работали все, включая детей начальных классов, почти все лето. Расход калорий при ручной косьбе, как говорила наука тех лет, равняется расходу калорий шахтера при добыче угля. Вместо шахтерской пыли и жары в забое - летняя жара и жгучий овод, комары.

Заготовка сена зависела от погоды. Дождливое лето - беда. Не сенокос, а мучение. В деревне в такое лето даже не слышался детский смех. Обкашивалось все: лесные дороги, предболотья с осокой, отдаленные участки от деревни по руслам речек, но сенокосов не хватало. Если бы мои предки увидали современные заброшенные сельхозугодья, пашню, то пришли бы в ужас.

Партия объявила, что к 1980 г. в стране будет построен коммунизм, деньги будут не нужны. В первом десятилетии догоним, а во втором десятилетии перегоним в несколько раз по производству продукции на одну душу человека Соединенные Штаты Америки. Начали нас постепенно «приучать» к коммунизму. Например, в школах с книжных шкафов велели учителям снять замки. Правда, в деревне в то время, если хозяева уходили из дома, то двери не запирали, ставили поперек палку или коромысло - значит, хозяев нет.

Серьезной ошибкой при проведении реформ на селе была команда на ограничение количества домашнего скота в личном подворье - крупного рогатого скота, коз, овец, свиней. Лишний скот приказали в кратчайшие сроки прирезать. За один раз отцу пришлось убавить пять овец, чтоб выполнить указание партии и правительства. У жилых домов в центральных перспективных населенных пунктах разрешалось иметь земли не более 3-х соток, а хлева со скотом должны находиться не ближе 500 м от деревни. Ставка по обеспечению мясом и молоком населения страны делалась на совхозы, которые, мол, всех прокормят, на личном подворье скот нужно уменьшать.

Такая политика внесла существенные изменения в инфраструктуру села. С запретом на личный скот стал меняться облик и уклад села. Нужно, чтобы общественное производство и личное подворье развивались вместе, соревновались, дополняли друг друга. Потом правительство поняло ошибку, стало принимать меры по восстановлению прежнего подворья, но поезд ушел...

В мое время люди старшего поколения, которые перестали держать корову, говорили с юмором примерно так, что лучше и легче смотреть телевизор, чем содержать на своем подворье корову. Принять на себя «шахтерские» нагрузки по содержанию северного подворья и за труд получать «копейки» готов был уже не каждый.

Были еще меры, направленные против содержания коров. Например, нет и сейчас веры, что в конце восьмидесятых годов происходила выбраковка коров по положительной реакции на лейкоз. Это также сказалось на уменьшение поголовья в личном подворье.

В 90-х годах прошлого века правительство провело приватизацию государственной собственности ваучерным способом. Землю на селе разделили на паи между крестьянами. Правительство решило, что крестьяне сами должны разобраться, что делать с паями земли. Думали, крестьяне набросятся на землю, как в прошлые века. Но забыли, что северное сельхозпроизводство - не та сфера, где можно заработать быстрые деньги.

Выгодно ли держать корову?..

Деревенская семья совсем перестала держать коров - не выгодно. Из производителей молока и мяса сельчане постепенно стали превращаться в потребителей его как городские жители.

В советское время в колхозах и совхозах - богатых, слабых - в целом производство молока и мяса в Вологодской области было стабильно и устойчиво.

В настоящее время коллективное производство животноводческой продукции дошло до критической точки, и подворье оказалось на «нуле».

Динамика сокращения поголовья в районе за последние двадцать лет удручающая. Произошло снижение во всех категориях хозяйств за данный период в четыре раза. В ОАО «Вологодский картофель», образованный на территории лучших молочных совхозов района, - почти в шесть раз.

Интересно, к сожалению, выглядит динамика содержания скота населением. Если в личных хозяйствах сельчане района держали в 1976 году 2126 коров, то уже в 1991 г. - 1225, уменьшение за пятнадцать лет - на 42%, а на начало 2013 г. осталось только 72 коровы. Все это никак не вписывается в вековую историю и экономику области, что у сегодняшних производителей (акционерных обществ, кооперативов, крестьянских и личных хозяйств), являющихся поставщиками сырья для производства экологически чистого фирменного вологодского масла, а также производящих мясо говядины, идет усиленная тенденция по снижению поголовья.

В советское время, в мои детские годы, каждая третья семья имела корову, а в настоящее время на все сельское поселение Чучковское имеется в домашнем подворье всего пять коров. Лошади исчезли из деревни, а обещанная малогабаритная сельхозтехника с набором прицепной техники не пришла на село.

Без «кормилицы» осталось личное подворье. Современный производитель (крестьянское хозяйство, СПК, ЗАО, ОАО) из-за экономической невыгодности в производстве продукции животноводства продолжают сокращать поголовье. Наглядный пример в вопросе по ускоренному и резкому снижению поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров в современной истории, показал ОАО «Вологодский картофель». Они прекрасно понимают, что вологодское сельское население и коровы живут в зоне рискованного земледелия, без дотаций, приоритета цен на животноводческую продукцию не обойтись. Корова была и будет у нас основной кормилицей, производителем мяса, молока, масла, сметаны, творога, колбасы, йогурта и так далее. Жаль, что вышеперечисленные продукты будут на прилавках сокольских магазинов не своими родными, а аналогами из-за рубежа или искусственными подделками.

В прошлом веке, создавая колхозы и совхозы, невольно заботились об индивидуальных хозяйствах. В настоящее время развалили совхозы и колхозы, не стали опираться на них по созданию крепких альтернативных крестьянских хозяйств. Срубили сук, на котором сидели, и теперь ищут точку опоры в производстве сельхозпродукции. Но опоры мне, кажется, нет, так как не образовались на разделенной на паи земле крепкие крестьянские хозяйства, а совхозы приказали долго жить. Так и вертятся на устах крылатые фразы: «До основания мы все разрушим…» или «Хотели, как лучше, получилось, как всегда». И никак не укладывается цитата из статьи Татьяны Шалушкиной «Первыми программу развития АПК обсудили профессионалы сельскохозяйственной отрасли» в газете «Красный Север» (№ 124 от 09.07.2012 г.) - «…к 2020 году планируется увеличить …поголовье скота - в… 117 раз». Сам по себе напрашивается вопрос: «Как профессионалы могут увеличить за такой короткий срок и в таких объемах поголовье коров?». Оставим это программное заявление без комментариев.

В результате всего, мне кажется, назрел вопрос о сборе средств на памятник корове, который обязан стоять на центральной площади в каждом сельском поселении и городе, как памятник букве «О» в Вологде. А изобилие современных магазинов с наполненными полками продовольственных товаров с сомнительной историей их происхождения меня, покупателя, по-честному скажу, что-то не радует. Судите сами.

Мне кажется, мы все время наступаем на одни и те же грабли. Стремимся к чему-то новому, но при этом не делаем выводов из своего прошлого.

Леонид ЗУБАКИН


(0 Голосов)

Новые статьи:
Похожие статьи:

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

В комментариях ЗАПРЕЩЕНО: Оскорблять чужое достоинство, проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь, употреблять ненормативную лексику, мат, публиковать объявления рекламного характера.
По мере возможности, придерживайтесь правил русского языка. Старайтесь не делать грамматических ошибок.
За нарушение правил ваш комментарий будет проигнорирован!

Защитный код
Обновить

Электронная подписка

 

Цена полугодовой подписки - 220 руб. 

Подробности
по тел. 2-20-70

Реклама

Баннер

Реклама

Реклама

Место для вашей рекламы

обращаться
по телефонам:
2-43-48; 2-54-07

Расценки

Праздники

Информер праздники сегодня