Особенности приобретения товаров дистанционным способом
В настоящее время особую актуальность приобретает покупка товаров дистанционным способом, исключающим возможность непосредственного ознакомления покупателей с товаром.
Дистанционная торговля включает в себя не только продажу товаров через всемирную паутину, но и любой другой вид торговли, где у потенциального покупателя или клиента нет возможности ознакомиться с товаром (услугой) вживую на момент заключения договора купли-продажи. Продажа через всевозможные «магазины на диване», популярные на телевидении, также будет дистанционной торговлей.
Основные положения механизма дистанционной торговли регулируются статьей 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) и новыми Правилами продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной купли-продажи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 (далее – Правила № 2463).
При дистанционном способе покупке товаров договор розничной купли-продажи заключается на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, размещенным в сети Интернет, в программе для электронных вычислительных машин, в средствах связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.), в каталогах, проспектах, буклетах, на фотоснимках, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (п. 1 ст. 26.1 Закона № 2300-1; п. п. 12, 17, 18 Правил№ 2463).
При этом не допускается продажа дистанционным способом отдельных видов товаров, например, алкогольной, табачной или никотинсодержащей продукции, кальянов (пп. 14 п. 2 ст. 16 Закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ; ч. 3 ст. 19 Закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ).
До заключения договора продавец должен предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара, адресе (месте нахождения) и полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о месте изготовления, цене, порядке оплаты товара, условиях его приобретения, доставке, сроках службы, годности и гарантийном сроке, а также о сроке действия предложения о заключении договора (п. 2 ст. 26.1 Закона № 2300-1).
При дистанционной продаже товара продавец предоставляет покупателю полную и достоверную информацию о товаре посредством ее размещения на сайте или странице сайта в сети Интернет, в программе для электронных вычислительных машин, в средствах связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.), в каталогах, буклетах, проспектах, на фотографиях или в других информационных материалах (п. 18 Правил № 2463).
Договор розничной купли-продажи товара дистанционным способом считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю документа, подтверждающего оплату товара (например, кассового чека), или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя заключить договор розничной купли-продажи (п. 13 Правил № 2463).
При дистанционной продаже товара с использованием сети Интернет или программы для электронных вычислительных машин после получения продавцом сообщения покупателя о намерении заключить договор купли-продажи продавец предоставляет покупателю подтверждение заключения договора, которое должно содержать номер заказа или иной способ его идентификации, позволяющий покупателю получить информацию о заключенном договоре и его условиях (п. 14 Правил № 2463).
В момент доставки товара покупателю в письменной форме (в том числе с помощью электронных и иных технических средств) должна быть предоставлена информация о товаре, а также о порядке и сроках его возврата (п. 3 ст. 26.1 Закона № 2300-1; п. 18 Правил № 2463).
Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней.
В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования (п.4 ст. 26.1 Закона № 2300-1)
Так, при обнаружении в товаре недостатков, которые не были оговорены продавцом, покупатель вправе по своему выбору (п. 1 ст. 18 Закона № 2300-1):
- потребовать безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом цены товара (в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков);
- отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками. Покупатель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества (п. 1 ст. 18 Закона № 2300-1).
В случае нарушения ваших прав при приобретении товаров дистанционным способом, вы можете обратиться в Территориальный отдел Роспотребнадзора по Вологодской области в Сокольском, Сямженскому, Вожегодскому, Верховажскому, Усть-Кубинскому, Харовскому районах (Вологодская область, г. Сокол, ул. Набережная Свободы, д. 38).
Н.В.Лопотова,
заместитель межрайонного прокурора.