Мелочь – это не мелочь!
Пожалуй, каждый потребитель сталкивался с ситуацией, когда у продавца или кондуктора не оказывалось сдачи. Часто продавец категорически кивает головой и отправляет вас искать разменную монету. В ином случае и вовсе отказывается совершать продажу, мотивируя это отсутствием у него сдачи. Иногда для разрешения сложившейся ситуации покупателю предлагают докупить какой-нибудь товар, чтобы произвести расчет.
По закону никаких исключений не предусмотрено: любой потребитель должен быть обслужен, и он может расплатиться любой купюрой. Вопрос, касающийся отсутствия сдачи у продавца, самого потребителя волновать никак не должен.
Ситуацию разъясняет заведующий отделом потребительского рынка товаров, услуг и защиты прав потребителя администрации района Елена Бобокина:
– Продавец обязан иметь или обеспечить сдачу в любое время работы магазина, в том количестве, которое необходимо для расчета с покупателями. Согласно письму Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104 «Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», руководство магазина отвечает за то, чтобы обеспечить кассиров разменными купюрами и монетами «в количестве, необходимом для расчетов с покупателями».
В другом документе – Письме Правительства от 17 марта 1994 г. № 1-314/32-9 «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли» – запрещается предлагать покупателю вместо денежной сдачи любые товары или требовать от потребителя самостоятельно разменивать деньги.