Киномастер из народа
На Вологодчине прошли мероприятия, посвящённые нашему земляку кинорежиссёру Юрию Половникову (Митричу), основателю детской киностудии «Романтик».
В январе ему бы исполнилось 70 лет. Но его сердце перестало биться в августе 2003-го.
Юрий Половников родился в Соколе, учился в школе № 10. В детские годы мальчишке приснилось, что он снимает кино. Сон оказался пророческим. Пройдут годы, и в 1974 году Юрий создаст в Соколе киностудию «Романтик», объединив вокруг себя мальчишек и девчонок. Многие выпускники студии в дальнейшем связали свою судьбу с фотографией, кинорежиссурой, журналистикой.
По окончании в 1991 году Всесоюзного государственного института кинематографии Юрий Половников получил диплом режиссера-документалиста. Им создано около 80 фильмов, многие из которых получили заслуженное признание на всероссийских и международных кинофорумах.
Его все звали Митрич, он не любил официоза и предпочитал это дружеское обращение. Юрий Половников стоял у истоков студии «Вологдафильм», созданной в 1998 году. В 2000 году он стал первым председателем вологодского отделения Союза кинематографистов России. При нём Вологда была признана значимым центром документального кино. Именно Половникову принадлежит идея проведения в 2003 году областного кинофестиваля документального кино в Вологде. Митрич мечтал, что этот кинофорум приобретет статус всероссийского. Но в том же году Юрия не стало. В 2004-м состоялся фестиваль «Фрески Севера», который стал носить имя Юрия Половникова.
В память о талантливейшем земляке на здании школы № 10, где учился Юрий Половников, на днях была открыта мемориальная доска. Это уже вторая мемориальная доска в память о талантливом кинорежиссёре. Первая установлена в 2016 году на здании ЦНК и ХР «Сокольский». В родном учебном заведении и во Дворце культуры «Солдек» прошли памятные мероприятия. С сокольчанами встретились ученики Митрича, вологодские и московские кинематографисты и сценаристы. Навестил малую родину отца и сын Юрия Половникова Иван.
На Вологодчине мероприятия, посвященные памяти Юрия Половникова, начались именно в Соколе, в его родной школе № 10, где учился, где его помнят. Инициатива разместить здесь мемориальную доску принадлежит выпускнику школы, участнику, а затем и последователю Митрича на посту руководителя киностудии «Романтик» Михаилу Макарову, кинорежиссеру, лауреату Государственной премии РФ. Идею поддержали и другие «студийцы», коллектив школы.
Право открыть мемориальную доску было предоставлено директору школы № 10 Наталии Волковой и сыну Юрия Половникова Ивану. Лишь только он вышел, в толпе пронесся шепот: «Как же он похож на отца!» И точно: глаза, смущенная улыбка – это всё от Митрича. Иван Половников живет сейчас в Подмосковье, в городе Балашихе, работает инженером-строителем. У него подрастает дочь Александра, которой скоро исполнится 5 лет. «Отец был добрым, открытым, талантливым человеком, судя по количеству его друзей и коллег, учеников, по многочисленным рассказам о нём. Он видел красоту во всём и умел показать её другим. Если его творчество найдет отклик в будущем в сердцах, значит, и эта мемориальная доска установлена не зря, – сказал на церемонии открытия Иван Юрьевич.
Затем в актовом зале школы состоялась встреча обучающихся с гостями: московскими и вологодскими кинематографистами, друзьями и коллегами Юрия Половникова. В актовом зале была развернута фотовыставка, отражающая творческий путь талантливого земляка. Детям и взрослым интересно было посмотреть и на киноаппаратуру, на которой когда-то снимал свои фильмы Митрич.
Еще одна встреча в этот день состоялась во Дворце культуры «Солдек», и был показан фильм «На пути к Северной Пальмире», созданный учениками мастера Дмитрием Чернецовым и Михаилом Макаровым. Участники встреч поделились воспоминаниями.
Марина Лапина, ныне председатель совета ветеранов молокозавода, когда-то училась с Юрой Половниковым в одном классе и запомнила его очень спокойным, вихрастым, худеньким мальчишкой: «И мама его была худенькая, маленькая, всегда в платочке. Наш классный руководитель Татьяна Алексеевна Родичева вела физику. В её кабинете был кинопроектор с большими бобинами. Учительница доверяла Юре эту технику. Он подключал аппаратуру и крутил нам учебные фильмы. Видимо, тогда уже у него проявлялись задатки будущего кинооператора».
Детство выпало ему трудное. Не потому ли в дальнейшем Юрий старался помочь таким же мальчишкам, каким был он? Старался спасти от дурной компании, увлечь любимым кино, фотографией, приобщить к совместному творчеству. Некоторые срывались – он вызволял их из милиции. Отправлялся с подростками в походы, на съемки. Зарплата руководителя студии была мизерная – 62-65 рублей, а он тратил её на нужды «Романтика». Сам же ходил в износившейся одежде и обуви.
Михаил Макаров так сказал о своём учителе: «Я благодарен судьбе, что в 1979 году познакомился с ним. Благодаря Юре мы начали снимать кино, ходили в походы. Юра научил житейским вещам. Мы не только снимали бабушек, но и старались помочь им, кололи дрова, ходили за водой. Эти походы, киностудия очень много дали нам, подросткам, для становления личности. Мы ездили с нашими детскими любительскими фильмами на кинофестивали. Побывали не только в Вологде, но и в Москве, Ленинграде, Тбилиси, получали призы за свои фильмы. Наши первые шаги в фотографии, в кино сыграли свою роль, определили путь в жизни. Вот уже 40 лет я занимаюсь этим любимым делом».
Ветеран педагогического труда Светлана Зорина рассказала, как вместе с учениками собирала материалы о Юрии Половникове, изучала творческую биографию земляка. «Он работал часто на одном энтузиазме, но верил, что сделанное когда-то добро всегда возвращается добром к человеку. Он и фильмы снимал очень добрые».
Нина Веселова, журналист, писатель, кинорежиссер-документалист, познакомилась с Митричем в 1979 году на кинофестивале по линии охраны памятников. С той поры и началась их совместная работа над созданием документальных фильмов. «Снимали тогда на кинопленку, звук приходилось записывать отдельно на магнитофон. Монтировали на моей кухне, пленку склеивали по эпизодам. Просматривали фильм, используя как экран стенку холодильника. Работа над одним из фильмов «А жизнь короткая такая» – о военных вдовах, жительницах Нюксенского района – открыла нам мир такой глубины и трагедийности, такой силы, твердости, мощи, что мы словно переродились, влюбились в эту землю, в этих людей, – вспоминала Нина Павловна и добавила: – Юра приносил мне свои рассказы, очерки. Считаю, что Митрич – писатель не хуже, чем режиссер. У него был необычный взгляд и очень обнажённая душа».
В 1986 году Юрий Половников поступил во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии), в мастерскую режиссуры документального фильма. Мастер по ВГИКу Виктор Лисакович, видеоинтервью с которым было показано во время встречи, так отзывался о своём студенте: «Институт для Юры Половникова как никому много дал. Ему тяжело было учиться. Он не был так подготовлен, как ребята из какой-нибудь элитной московской школы. Но он жадно хватал всё. Читал книжки, всегда делился ощущением того, что им прочитано. Что говорить, трудяга и талантливейший человек наш Юра Половников».
А кто-нибудь задумывался, на какие средства он жил в Москве? Из дневника Юрия Половникова, 10 сентября 1993-го: «Хожу по Москве как бродяга. Ищу работу, которой нет. Господи, да за что же мне такая жизнь?..»
В условиях дикого рынка даже самый малобюджетный фильм давался Юрию буквально кровью. Теперь эти фильмы изучают киноведы, а его имя вошло в историю отечественного кино. Его фирменной чертой был талант банальный сюжет из жизни превратить в трогательную, а то и трагичную историю.
«Это уникальный человек, он всё время говорил, что у него болит душа. Он каждого человека, каждое знакомство пропускал через себя, свою душу. Он нес людям добро, свет. Ведь очень важно, кого ты встретишь на своём пути, это может сильно повлиять на твою жизнь», – поделился мнением о коллеге председатель Вологодского отделения Союза кинематографистов России, кинорежиссер Дмитрий Чернецов.
Юрий Половников очень мечтал, чтобы Вологда стала центром документального кино. В 2003 году сумел организовать первый кинофестиваль, на котором было показано более 50 фильмов, из них 11 работ Митрича. В августе того же года Юрия Половникова не стало. В 2004 году на Вологодчине впервые состоялся Всероссийский кинофестиваль «Фрески Севера», который стал носить имя нашего земляка. Более 10 лет этот кинофорум с успехом проходил в городах Вологодчины, вызывая неизменный интерес зрителей. Друзья, коллеги Юрия Половникова намерены возродить основанный им фестиваль.