Как слово отзовётся…
Дмитрий Ермаков – известный вологодский писатель. Из-под его пера вышло несколько прозаических книг для взрослых и для детей. Дмитрий Ана- тольевич лауреат множества различных литературных конкурсов. В конце апреля в Саратове ему вручили медаль «Григорий Коновалов».
Дмитрий Ермаков активно встречается с читателями по всей области. Недавно провел несколько встреч в Соколе. С нашей газетой сотрудничает уже десять лет. За это время на страницах «Сокольской правды» вышло немало его рассказов и очерков. В этом году писатель в нашей газете выступает как автор лирико-философских заметок на разные темы.
Сегодня мы предлагаем читателям поближе познакомиться с Дмитрием Ермаковым, его взглядом на современную литературу, творческими достижениями и планами.
– Дмитрий Анатольевич, за Вашими плечами – несколько десятилетий активной творческой жизни. Что Вы считаете для себя главным достижением за это время?
– Да, кажется, лишь вчера я участвовал в семинаре молодых авторов, трепетно ждал первую газетную публикацию… И вот – «уже несколько десятилетий активной творческой жизни». А точнее три десятилетия с хвостиком, если считать с той самой первой публикации в газете «Русский Север» в 1991 году… А вопрос Ваш – неожиданно сложный… Какие у меня творческие достижения? Тем более – главное творческое достижение… Я не знаю… Считать достижением, что я начал ещё в школе писать стихи, а потом и прозу? Но ведь пишут в том возрасте многие. Считать достижением, что начал публиковаться сначала в областных газетах и журналах, а потом и за пределами области (а есть и публикации за рубежом)? Но это нормальный результат работы. Тем более что были и отказы (а чаще просто – отсутствие ответов)… Что ещё? То, что приняли в Союз писателей России? Книги? Всё это я не могу считать достижениями – это результат моей работы… Я знаю, что буду работать (писать) и дальше, и постоянно мне будет казаться, что мог бы я написать лучше, что опять не удалось выразить всё именно так, как думал и чувствовал… Наверное, можно бы спросить о моих «достижениях» у тех (спасибо им!), кто читает мои книги, журнальные публикации, публикации в Интернете…
– Вы пишете в разных жанрах: от заметки и очерка до романа. Разнообразен тематический спектр. У Вас есть исторические романы, краеведческие заметки, биографические очерки. Как возникает замысел произведения? Какие литературные формы ближе?
– Мне действительно интересно попробовать себя в разных жанрах и формах. И темы тоже беру разные… Это, кстати, и не очень хорошо – меня сложно «систематизировать» (а есть такие люди, критики, которым надо автора обязательно в какой-то раздел прибулавить, как бабочку в коллекции): я пишу и для детей, и для взрослых, поэтому я не детский писатель; я пишу и о деревне, и о городе, и о спорте, и о природе, поэтому я не «деревенщик», не, тем более, «новый деревенщик», не натуралист; сюжеты мои – и вполне реалистичные, и фантастические, и исторические… Но и хорошо, что я не попадаю ни в какой разряд – я свободен в своём творчестве. Как возникает замысел и выбор формы?.. Бывает по-разному… Иногда «материал» диктует «форму». Например, я люблю писать путевые очерки, и тут всё «просто» – съездил, вернулся, рассказал куда ездил, что и кого видел… Или необходимо изложить какую-то мысль – и получается «философская» заметка, а если просто увидел что-то в природе и записал – зарисовка о природе… Но зачастую «форма» сама себя меняет (или даже герои, оживая, меняют её, подсказывают ту единственную правильную форму своего существования). Начинаю писать рассказ, а он вырастает в повесть; задумал роман, а получился рассказ… Опять же приходится говорить о, в принципе, необъяснимом… Могу только сказать, что это очень интересное занятие… А, может, надо понаблюдать за собой, подумать – и что-то пойму о процессе писания. Тоже интересная тема (для меня самого) – как и почему я пишу?..
– В последние несколько лет заметно смещение Ваших творческих интересов в сторону детской аудитории. Это «Кружевные сказки», «Истории старого пня», повести для детей и юношества. Писать для детей сложнее или проще?
– Не помню, кому принадлежат эти слова, но согласен с ними полностью: «Для детей надо писать так же, как для взрослых, только ещё лучше». У меня были и раньше отдельные детские (или о детях) рассказы. После появления книги «Кружевные сказки» меня стали часто приглашать в детские аудитории – библиотеки, школы и даже детские сады. Захотелось рассказывать детям сказки – стал писать сказки… Но все мои детские книги, тоже ведь не совсем детские, даже «Истории старого пня», а уж тем более «Кружевные сказы»… Это книги для «семейного чтения» (мне хочется так думать). «Чемпиона» с интересом читают и ученики начальной школы, и подростки, и взрослые – знаю об этом по отзывам… Очень люблю писать сказки, читать их детям, видеть живую реакцию на них детей, поэтому буду продолжать их писать, есть и замыслы «подростковых» повестей и рассказов…
Подробнее можно прочитать в № 33 «Сокольской правды» от 16.05.2023