И гармошки переборы заскучать вам не дадут… Печать E-mail

Включив телевизор в выходной день, узнала, что передаче «Играй, гармонь!» - уже 25 лет. Четверть века продержаться в телеэфире - дорогого стоит! А увидев на экране знакомое лицо сокольчанина, заслуженного артиста России Владимира Гришина, известного своей игрой на балалайке, гармони и гуслях, подумала: замечательно, что среди огромного множества самородков есть и наш человек! 

Как только не называли гармонь: уличная крикунья, зазывальница. Столетиями гармонисты жили в Сибири и на Урале, в Курске и Вологде, Ставрополье, Липецке и Тамбове,  завлекая своей игрой на завалинке возле дома или на вечерках в одной из деревенских изб. В городах собирались реже, разве что на ярмарке схлестнутся, показывая удаль «однорядки», «тальянки», «русской венки» или «хромки». Заиграют, притоптывая, и выдадут частушку-другую…
В России гармонистов - армия мильонная. Русь живет, пока звучит музыка гармонная!
Считается, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века. Однако есть версия, что первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году. С конца XIX века очень популярными были «петроградки», у которых вместо кнопок с обеих сторон были клавиши, а также минорные аккорды. В Вологодской области больше известны двухрядные «хромки».
Любимые народные инструменты подразделяются на два типа: гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка даёт звук одной и той же высоты («русская венка», «хромка»), и гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов («тальянка», «тульская», «вятская»).
 Основоположником всероссийского движения «Играй, гармонь!» стал сибиряк, народный артист России, лауреат госпремий Геннадий Заволокин, который 15 лет вёл эту передачу.
Он вместе с братом вырос на частушках и песнях, которые исполнялись на вечерках и посиделках. Для них музыка гармони стала не только развлечением, но работой, делом жизни, к тому же - поводом поговорить о более  серьезных вещах: о духовности, о вере, о деревне, о людях из глубинки, о жизни там - в подлинном сердце России. Из загадочного ящика с мехами начинало рождаться чудо: тягучие и узорчатые, кудрявые и рассыпчатые наигрыши. Сегодня, возможно, кто-то может сказать: «Кому нужен этот тележный скрип? Время гармошек и парней в кепках набекрень ушло». Но Геннадий Дмитриевич каждой своей передачей доказывал, что время гармошки не закончится, необходимо сохранить гармонь нашим потомкам.
 Первая передача «Играй, гармонь!» вышла на телеэкраны в 1986 году, а через два года американцы назвали ее лучшей передачей недели российского телевидения в США.
Многое было сделано для возрождения интереса к гармошке, огромные планы строил Заволокин, но... В июле 2001 г. его жизнь трагически оборвалась. Его наказ: «Пусть звучит неугомонный родник частушечно-гармонный!» подхватила дочь Анастасия, сын Захар и другие члены семьи,  которые уже 10 лет продолжают вести программу.
Рассказывает Владимир Гришин: «Мое знакомство с «Играй, гармонь!» началось в 2004 г. Писатель, кинорежиссер Анатолий Ехалов пригласил меня с собой в Великий Устюг, где проходили съемки программы. Помню, приехали с опозданием, Анастасия Заволокина попросила меня спеть, но тогда я в программу не попал, снимался только в массовых сценах. Потом приглашали в Иваново, где проходили фестивали гармонистов. В 2008 году в Вологде состоялся Праздник коня. С авторами программы мне посчастливилось проехать по Вологодчине, где участвовал в концертах ансамбля «Частушка». Везде нас принимали на ура! В августе 2009 года в Шексне проводился      праздник в рыбацкой слободе. Вместе с «Играй, гармонь!» вы-ступал и я. Гости из Москвы не только любовались старинными ткаными половиками, ткацкими станками, вологодским кружевом, самоварами, которых было больше 50, но с удовольствием слушали вологодских гармонистов.
 Потом пришло приглашение в Москву на съёмку программы. Предложили взять с собой гармонь, балалайку и гусли. Гусляров в России мало и, видимо, мои гусли пришлись «ко двору». Жили в шикарной гостинице, в 10 минутах ходьбы от Кремля. Я рад, что «Играй, гармонь!» расширила мой круг знакомств. Что ни гармонист - то целый мир дум, таланта и особых знаний.
В день съемок в Москве было холодно. А мы были на морозе до сумерек. Подпрыгивали, толкались, чтобы согреться (замечу, что в телепрограмме этого не было видно, пальцы гармонистов летали по кнопочкам легко - прим. автора). Собрались гармонисты из Воронежской и Кировской области, Бурятии, Тамбова и Краснодара, из многих других городов и весей, был даже гармонист из Германии. Мне запомнился гала-концерт в Кремлевском Дворце, который открывала династия Заволокиных: дети и внуки, которым сегодня от 6 до 20 лет. Они очень достойно пели на съемках: задорно, раскрепощенно, почти профессионально. Хорошо, что дети принимают эстафету у своих отцов и дедов.
Я часто думаю: простое, казалось бы, дело - выбежать на сцену с гармошкой, с балалайкой, устроить переполох, всех рассмешить. Деревенские балагуры прекрасно это делали всегда. Но то - на лужайке. Сцена - другое дело. Здесь ответственность за каждый шаг, ведь на тебя с вниманием смотрят тысячи глаз…»
Одним из достижений Геннадия Заволокина является выпуск журнала с таким же, как и телепередача, названием «Играй, гармонь!». Первый его номер вышел в 1999 году.
Заволокин общался с народом в форме беседы друзей-товарищей, которая проходит на завалинке. В собеседниках у него была вся Россия: и дед-балагур, и разухабистый мужичок, и ученый, и поэт, и композитор.
Среди его собеседников был и его друг, вологжанин, писатель и кинорежиссер Анатолий Ехалов, чье творчество напитано воздухом вологодской деревни.
В одном из журналов напечатана их беседа. На вопрос Геннадия Заволокина: «Для чего человек живет?» Анатолий Ехалов ответил: «Природа его не спрашивает. Это форма существования. Надо жить и радоваться. Пой, живи, грусти, но не печалься, что у тебя нет джипа, дачи». Они беседовали обо всем, что их волновало. И словно невзначай сочиняли друг о друге частушки:

Заволокин, Заволокин,
Хватит заволочиться.
А то можно ведь устать,
Можно скособочиться.

Эх, Ехалов, ты Ехалов,
Ты родная сторона.
Вологодчину проехал –
Плачет девка не одна.

Владимир Гришин: «Ценят Анатолия Ехалова в Москве, он недавно отмечал там шестидесятилетие. И я там выступал. Целый зал Дома литераторов принимал на ура художников, мастера по самоварам, кружевниц, ткачей и просто деревенских фантазеров Вологодчины.
Анатолий Константинович, рассказывая об умельцах Вологодчины, показал себя человеком, который умеет находить и беречь талант земляков. Не будь родников - откуда ручьям и речкам взяться? Поэтому хороший хозяин родничок бережет: он его камушками обложит, русло прочистит и кружку повесит - пейте, люди!»
Наша беседа с Владимиром Гришиным закончилась важными выводами: «На местах надо создавать клубы гармонистов, как, например, в г.Кадникове был. Не знаю, сохранился ли сейчас. Главная идея клуба - объединение усилий профессионалов, народных музыкантов в воспитании детей, в передаче им навыков, умений, знаний, опыта, чтобы находили общие дела, учились друг у друга. Клуб смог бы стать школой жизни для молодых.
По моему мнению, чтобы гармонь выжила, нужны усилия не только гармонистов и энтузиастов своего дела, но и поддержка государства. Гармошка должна жить!»

Н.КОВАЛЁВА


(0 Голосов)

Новые статьи:
Похожие статьи:

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

В комментариях ЗАПРЕЩЕНО: Оскорблять чужое достоинство, проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь, употреблять ненормативную лексику, мат, публиковать объявления рекламного характера.
По мере возможности, придерживайтесь правил русского языка. Старайтесь не делать грамматических ошибок.
За нарушение правил ваш комментарий будет проигнорирован!

Защитный код
Обновить

Из фотоальбома

Реклама

Праздники

Праздники сегодня

Яндекс.Метрика