Город памятников и скульптур... Печать E-mail
22.06.2015

Памятник Ленину и Сталину в Печаткино. Фото из архива «СП».Вы никогда не задумывались над тем, отчего самодельные фигуры лебедей из покрышек пользуются такой популярностью у сокольчан не только при украшении частных огородов и придомовых территорий пятиэтажек, но даже серьёзных учреждений?

Это не что иное, как тяга к красоте, к чему-то простому и изящному, а для кого-то и ностальгия по прошлому, когда наш город украшали настоящие скульптуры.

Традиция украшать город скульптурами была начата древними греками. Первоначально они обустраивали частные сады, чтобы проводить в них с пользой время и приглашать туда единомышленников, но отнюдь не на шашлыки, а для философских ­бесед. Мраморные беседки в окружении скульптурных изображений богов, нимф, греческих полководцев и политиков навевали умные мысли и способствовали сочинению трактатов.

Древние римляне, тратившие уйму времени на завоевание соседних государств, в том числе и Греции, вывозили скульптуры, колонны, вазы и даже глыбы разрушенных зданий с рельефными узорами. Очень скоро они научились делать хорошие копии, так как награбленных образцов на всех желающих не хватало. Таким образом «мода на скульптуры» завоевала весь мир.

 

* * *

Эпоха социализма внесла в дизайн парков и площадей свои коррективы. По всей стране воздвигались памятники вождям коммунизма Марксу, Ленину, Сталину. Символом «Гипсового» соцреализма стала скульптура «Девушка с веслом».

Молодой город Сокол активно украшался памятниками политиков тех лет. Фигуры В.И.Ленина в полный рост, или его бюсты на постаменте той или иной высоты заполняли все городские парки, скверы.

Самой монументальной композицией в Соколе была, пожалуй, скульптурная группа в микрорайо­не Печаткино. Воздвигался памятник в годы правления Сталина, поэтому Ленин был изображён сидящим на стуле, а Сталин стоял над вождём революции, свысока поглядывая на Владимира Ильича.

Не менее популярными были скульптуры девочки-пионерки, мальчика-горниста. Самыми долговечным из них был дуэт во дворе «сталинки» по улице Суворова. Вплоть до начала 1990–х посреди цветочных клумб стояли девочка в школьной форме с поднятой в пионерском салюте рукой и мальчик, созывающей сбор, прижимая к губам горн. От горниста до наших дней сохранились лишь ноги. Судьба исчезнувшей девочки, как и многих других скульптур, до сих пор остаётся неизвестной. Одни изваяния поломаны, другие, в лучшем случае, брошены в забытых хранилищах и подвалах.

Деполитизированными и весьма популярными героями скульптурных изображений в городе являлись фигуры спортсменов, атлетов, женщины с ребёнком, персонажей басен и сказок: лиса и журавль, лиса и виноград. Как правило, устанавливали их во дворах школ, детских садов. Единственная скульптура женщины с ребёнком, уцелевшая до нашего времени, стоит во дворе детского сада по улице 40 лет Октября.

Весьма ухоженным был и детский парк в микрорайоне Печаткино. По фотографиям В.В.Паничева, Т.С.Тарасовой, Т.В.Соколовой можно судить о том, как облагораживались и украшались парки, стадионы, улицы города.

Ярким примером заботы о родном городе и стремлении сделать его красивее могла служить аллея Славы у Сухонского ЦБК, расположенная вдоль улицы Фрунзе (её ещё называли аллеей Труда), которая ­сохраняла свой первоначальный вид вплоть по шестидесятых годов прошлого столетия. По мере развития и разрастания населённого пункта она всё больше и больше теряла свою привлекательность. Последним штрихом забвения стал снос памятника Ленину. Вождь с поднятой рукой, стоявший перед фонтаном в начале аллеи смотрел на Сухонский завод. Благодаря сохранившейся фотографии из семейного архива А.Н.Душичева, проживающего сейчас в Москве, мы можем представить, как выглядела аллея в сороковые и пятидесятые годы. По воспоминаниям очевидцев В.В.Паничева, В.Д.Лукьянова, Т.С.Тарасовой, аллея, засаженная деревьями, освещалась уличными лампами в красивых плафонах. По обе стороны стояли вазоны с цветами. Каждое утро в летний период из живых цветов на специальном табло выкладывалась дата текущего ­календарного дня.

Огромная заслуга в том, что облик микрорайона Печаткино в пятидесятые годы производил приятное впечатление, принадлежала Брониславу Яновскому.

Вспоминает В.Д.Лукьянова: «Б.Яновский приехал в Сокол после войны. На вид ему было лет 35-37. Ходил всё время в рабочем синем халате. Среднего роста, общительный, весёлый. Был мастером цеха капитального ремонта. Но занимался исключительно, как бы сейчас выразились, дизайном посёлка. 

У железнодорожного цеха он установил вазон диаметром около метра. По окружности вазы под силой движения воды двигался маленький силуэт паровоза, вырезанный из металлического листа. На детской площадке современной «Звёздочки» Яновский соорудил фонтан. Под его руководством строились деревянные беседки, летняя сцена, мостики. У входа в клуб на столбах укрепили кашпо с цветами. Многие предметы делались на заводе, возможно, даже скульптуры. Каркасы изготавливались из железного прута, на него наносился материал, цемент в смеси со шлаком, гипс. Не исключено, что Б.Яновский обладал специальными познаниями в области живописи и скульптуры. После отъезда мастера из Печаткино, всё заглохло, сошло на нет. Последователей его полезной инициативы не осталось».

Вспоминает В.В.Паничев: «Жил Б.Яновский в четвёртом квартале. Работал в 1950-60-е годы. Занимался заводской теплицей, прудами, фонтанами, благоустройством парков, аллей, скульптурами. Дома у него был настоящий зоосад. Он разрешал детям приходить к нему, чтобы посмотреть на животных. В клетках жили орёл, белки, лисица.

Аллею Славы полностью обустроил Яновский. Клумбы, чаши, вазоны – всё его рук дело. Кстати, по его инициативе соорудили наклонную клумбу, на которой в летнее время каждый день из живых цветов выкладывалась календарная дата.

Во дворе клуба был запущенный пруд. Под руководством мастера отделали берега, смастерили спусковые лестницы. По углам расположили чаши. В пруду плавало много рыбы. С утра на зорьке вся поверхность шевелилась от движения рыб. После отъезда Яновского за прудом никто не ухаживал, он пришёл в запустение и его завалили землёй.

Помню я и памятник Зое Космодемьянской в одноименном парке. Много скульптур, изображающих атлетов, стояло у баскетбольной, волейбольной и городошной площадок на Сухонском стадионе».

 

* * *

Невольно вспомнилось, что одной из самых сложных тем философии является вопрос о роли личности в истории. Получается так: была в истории нашего города личность Бронислава Янов­ского, и микрорайон Печаткино приобретал светлый, запоминающийся облик. Уехал человек, и всё пришло в упадок. Можно, конечно, сказать, что сейчас время другое, или история другая. А, может, просто личностей нет?

Первоначальное мнение о культурных традициях города складывается в первую очередь после визуального контакта. Пусть в нашем городе нет старинных особняков, древних храмов, которые являются визитной карточкой многих древних городов, но можно бережно относиться к архитектурным объектам послевоенного периода, к оставшимся памятникам. Это время тоже является историческим и культурным пластом и представляет интерес для исследователей.

Глядя на самодельных лебедей из покрышек, веришь, что горожан, неравнодушных к облику родного населённого пункта, много, и рано или поздно дизайн улиц, парков и площадей Сокола поднимется на более высокий эстетический уровень.

Людмила КУЗНЕЦОВА


(2 Голосов)
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

В комментариях ЗАПРЕЩЕНО: Оскорблять чужое достоинство, проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь, употреблять ненормативную лексику, мат, публиковать объявления рекламного характера.
По мере возможности, придерживайтесь правил русского языка. Старайтесь не делать грамматических ошибок.
За нарушение правил ваш комментарий будет проигнорирован!

Защитный код
Обновить

Электронная подписка

 

Цена полугодовой подписки - 220 руб. 

Подробности
по тел. 2-20-70

Реклама

Реклама

Место для вашей рекламы

обращаться
по телефонам:
2-43-48; 2-54-07

Расценки

Праздники

Информер праздники сегодня

Яндекс.Метрика