Последние комментарии

Все комментарии
Пётр Серов как поэт Печать E-mail
02.12.2018

В этом году исполнилось бы сто лет одному из первых членов литературного объединения «Сокол» Петру Серову. Его творчество не попадало в поле зрения исследователей-крае- ведов и не подвергалось научному анализу. Пожалуй, первая серьёзная попытка критического осмысления его стихов была предпринята в одном из докладов на научно-краеведческой конференции «Выдающиеся земляки. Память в веках», которая состоялась в минувшую пятницу. Публикуем сокращённый вариант доклада. Имя поэта-сокольчанина Петра Петровича Серова (1918-1986) сегодня мало кому известно в Соколе. Единственный сборник его стихотворений «А у черемух пахнут порохом цветы» издан в 2009-м, он составлен Т.А.Пушниковой и родственниками автора на материале газетных вырезок, текстов из писем к другу. Сохранилось лишь несколько фотографий и личных документов. Нераспознанный, непрочитанный поэт.

Биографию его можно пересказать очень кратко: родился в деревне Грибаново Боровецкого сельсовета, окончил 10 классов школы, до и после Великой Отечественной войны работал электромонтёром на Сухонском ЦБК, воевал на Волховском фронте, был сапёром, дважды серьёзно ранен, имел фронтовые награды, вместе с женой воспитали четверых детей.

Вполне обычная история жизни. Но широта культурных интересов Петра Серова удивительна: он играл на трубе (в духовом оркестре в заводском клубе), на гармошке и баяне, в футбольной команде «Сухона» был вратарём, очень много читал и не менее 30 лет был членом литературного объединения «Сокол» – писал стихи, которые публиковались на страницах «Сокольской правды», «Красного Севера», «Вологодского комсомольца».

Думается, такие дарования и широта интересов электромонтёра Петра Серова, трудившегося в кислотно-варочном цехе Сухонского комбината, не в последнюю очередь обусловлены хорошо развитой культурной средой, сложившейся в Печаткино к 1950-1960-м годам.

Почему не сохранились черновики? Здесь, наверное, несколько причин, но главная заключается в личном качестве Петра Серова – он был очень скромным человеком и не стремился к утверждению своей литературной репутации. Хотя радовался, если в публикуемом стихотворении редактор не менял ни одной строки, ни одного знака препинания. Гордился и тем, что его стихи в газете оказались однажды даже чуть выше лозунга «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Его литературная карьера могла пойти бы в гору, ведь в ноябре 1955 года он получил от довольно строгого в своих оценках Сергея Викулова похвалу и официальное приглашение участвовать в семинаре молодых авторов в Вологде. Скорее всего, не ездил – может быть, не отпустила и работа.

Думаю, что и не все произведения Петра Серова ещё удалось выявить даже по вологодской периодике. Но то, что вошло в сборник «А у черёмух пахнут порохом цветы», уже позволяет увидеть творческую состоятельность этого автора, заметить важные особенности его поэтического письма.

В книге представлены порядка 100 стихотворений Петра Серова – разных по объёму, темам и жанрам, охватывающих период с 1954-го по 1984 год. И лишь одно из стихотворений, датированное 1979-м, - «Послание с Вычегды», создано не в Соколе, а в Коряжме, однако и оно посвящено родному пространству: в нём воспоминание о реке Сухоне, о её способности замедлять течение и двигаться вспять, в обратном направлении.

По тематике Пётр Серов не крестьянский поэт, хотя он пробовал освоить любовную тему через частушечные и песенные ритмы. Но и городским поэтом его трудно назвать, потому что в его стихах преобладают явления природы: времена года, образы деревьев (особенно часто встречаются рябина и тополь), сада, листьев, цветов, ягод, реки.

В то же время в поэзии Петра Серова проступают вполне конкретные и наверняка узнаваемые многими сокольчанами старшего поколения черты рабочего посёлка Печаткино и сокольских окраин: тесовые мостки с занозами, утопающий в жидкой апрельской грязи автобус, «грязь серковская, бердинская, лещёвская – на разбавление», дома в четыре толстые доски, первый пятиэтажный дом, пустырь за баней, превращённый в сад, футбольное поле «коннодворских», улица, названная «мудрёным именем ОПТУ», связанные брёвна, плоты на берегах, баржи на реке, выплывающий из-за крутого поворота Сухоны пассажирский пароход «Лермонтов», Глушица – «в кувшинках речка – по колено нам, Зато по пояс лопухи!». Топонимические образы не перегружают стихи Петра Серова – они не менее естественны в его поэзии, чем в произведениях некоторых современных авторов. <...>

Подробнее можно прочитать в № 89 "Сокольской правды" от 30.11.2018

Елена ТИТОВА, доцент кафедры литературы ВоГУ.


(0 Голосов)
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

В комментариях ЗАПРЕЩЕНО: Оскорблять чужое достоинство, проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь, употреблять ненормативную лексику, мат, публиковать объявления рекламного характера.
По мере возможности, придерживайтесь правил русского языка. Старайтесь не делать грамматических ошибок.
За нарушение правил ваш комментарий будет проигнорирован!

Защитный код
Обновить

Электронная подписка

 

Цена полугодовой подписки - 220 руб. 

Подробности
по тел. 2-20-70

Реклама

Реклама

Место для вашей рекламы

обращаться
по телефонам:
2-43-48; 2-54-07

Расценки

Праздники

Информер праздники сегодня