Биряковская бывальщина Печать E-mail
25.11.2016

 (в сокращении)

Бывальщина (быль) – короткий рассказ о случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика.

Предисловие

Однажды мне в руки попала замечательная книга Т.А.Андреевой «Вологодская бывальщина». Решение пришло незамедлительно: рассказать о жизни своей малой родины, где рядом с известными, в разное время вошедшими в историю земляками будут проживать свою не менее удивительную жизнь обычные местные жители (возможно, под другими именами) и даже животные. А так как жанр позволяет грустить и веселиться, верить и не верить, литературное путешествие в село Биряково, первое упоминание о котором относится к 1623 году, должно быть увлекательным. Известно, что в XVIII веке относилось Биряково к Стрелицкой волости Тотемского уезда Вологодской губернии. Много с этого времени произошло изменений, но всегда оставались неизменными щедрые леса, чудесная река Стрелица, огромный, поднимающийся в небо Кульсеевский холм, а главное – люди, которые всегда были настоящим богатством биряковской земли.

 

Святой колодчик

Однажды мы отправились поклониться святым местам, связанным с именем преподобного Вассиана Тиксненского. Шли от Бирякова по старой извилистой тропке. Сначала идти было трудно, но постепенно становилось легче. Было в этом путешествии особенное благочестие.

Старенькая деревенька Бурцево оставила на своём мирском пути лишь массивные вековые деревья, ветви которых поднимаются к самому небу. А когда¬то, ещё во времена правления Ивана Грозного, на правом берегу речушки Ретчи стояло небольшое поселение, Малое Бурцево, всего три избы. В одной из них жил вместе с семьёй весьма состоятельный крестьянин¬портной Василий. Однажды Василий понял, что есть у него другое предназначение. Так и случилось: стал Василий монахом, наречённым после пострига Вассианом. А после его смерти стали происходить в наших местах чудеса…

Однажды к жене кадниковского купца Четверухиной, в девичестве Бурцевой, муж которой страдал болезнью глаз, явился во сне старец и повелел построить часовню близ деревни с таким же названием, как и фамилия её отца. Проснувшись, она рассказала о божественном видении мужу и душевно просила помочь ей исполнить волю явившегося святого. Узнала Четверухина, что между двумя деревнями в нескольких метрах от Тиксны бьёт ключ. Здесь, по преданию, преподобный Вассиан умывался и погружался в молитвенные размышления. Говорят, что вода ключа имеет целебные свойства. А называют его Святым колодчиком. Вот сюда и прибыла с большим душевным порывом жена купца и построила часовню. После этого стал купец лучше видеть. К сожалению, теперь на месте церковной постройки остались только большие камни¬валуны. А как же Святой колодчик? Вновь появились добрые люди: установили деревянный навес с куполом, почистили дно, смастерили деревянные мосточки. В общем, стал источник местом памяти преподобного Вассиана.

Самое замечательное, что 25 сентября собирается на святом месте большое количество людей на духовный молебен, а значит, живёт благодатная земля в сердцах неравнодушных и чутких людей.

 

Наш Рубцов

Когда я училась в школе, жил у нас в деревне талантливый мужик Василий Рубцов. Бывало, возьмет гармонь и давай петь на всю округу, так раньше петухов всю деревню и разбудит. И весь его репертуар мы наизусть знали…

Иногда пел Василий как¬то по¬особенному душевно песни на стихи великого Рубцова. Казалось, что каждый звук и слово ¬ про нас, биряковских. Наверно, потому, что жили родители поэта Николая Михайловича Рубцова в уже утраченной деревеньке Самылково. Именно здесь на биряковской земле появились на свет старшие сёстры Николая Михайловича – Надежда и Галина. Сохранился даже двухэтажный дом, в котором, по словам старожилов, жили Михаил Андрианович и Александра Михайловна Рубцовы.•А позднее дом купил кулак Верещагин и перевёз из Самылкова в Биряково, где по сей день и стоит он обрубленный•в самом центре села. Долгое время служил он автостанцией. Ходили даже легенды, что сам Николай Михайлович, проезжая по старой сельской дороге, заходил в родительский дом. Но, видимо, действительно, «ветер был сильней», и не остановился поэт у нас своим творческим словом и душевной проникновенной песней. Но называл же он своей родиной деревню Алекино, то место, где появилась на свет его мама!

Наш Василий тоже был родом из Алекина, вот и чувствовал он, что, может, ещё не всё потеряно, и родится на нашей земле великий русский творец. Он даже сына назвал Николаем. И хотя не интересовался Колька поэтическим творчеством, хороший парень получился, инженер¬строитель. Да разве и могло быть иначе?..

К сожалению, незадолго до рождения великого русского поэта семья Рубцовых покинула землю своих предков. Но если бы ещё три месяца… был бы великий Рубцов только нашим, ведь уготовила же ему природа огромный Кульсеевский холм, куда можно взбежать, чтобы упасть в душистую первозданную траву, и красивую речку с поэтическим названием Стрелица…

А ещё фамилия Рубцов – самая распространённая в наших местах, и этого¬то у нас уже не отнимет никакая неведомая сила.

 

Обелиск

Наверно, у каждого человека есть своё особенное место, где он обязательно должен остановиться и вспомнить… А у нас, жителей и гостей Биряковского сельсовета, – это частичка землицы «одна на всех»…

Тридцать лет назад девятого мая открыли на нашей земле памятник погибшим воинам, сражавшимся на фронтах Великой Отечественной войны. Время шло, уходили и вновь рождались люди, но не увядали гвоздики – знаки вечной памяти и любви. И казалось, что ещё один только миг и две стелы мемориала взлетят ввысь, и уже на огромном мирном небе появятся восемьсот фамилий биряковских героев, отдавших жизнь за свободу родины.

 

Прялочка

Жила у нас в деревне бабушка Евстолия ¬ весёлая и озорная старушка. Ещё по молодости на гуляньях приноровилась она шутить прялочкой. Была у нашей биряковской прялки такая особенность: в центре её прилаживали зеркальное стекло и украшали медными пластинками. А значит, не только любоваться на себя можно, но и с парнями заигрывать – солнечные зайчики пускать.

А время тогда было такое, что каждый лихие и задорные песни петь умел. Только Сашка, молодой и красивый крестьянин, всё равно лучше всех распевал:

В Красну Армию пришлют
Платочек для милёночка.
На платочке вышьют буквы:
«Будь героем, дролечка».

Как¬то раз Евстолия при ярком свете навела солнечный луч прямо Сашке в глаз и быстрей в сторону, мол, а я тут ни при чём. Молоды были, озорны. И всех¬то забот: землю вспахать, засеять, половики соткать, пряжу спрясть, сено заготовить, мёд собрать да частушки попеть…

В январе сорок второго ушёл Сашка на войну. А вернулся калекой. Евстолия его до последнего любила, героем и огоньком называла, но недолго он пожил. Зато женский век оказался долгим: прожила Евстолия Дмитриевна до восьмидесяти трёх лет. Бывало, возьмёт прялочку и огонёк солнечный пытается на зеркальце поймать, да и Сашеньку любимого вспоминает:

Ягодиночка из армии
Приедет боевым,
Научи меня, подруга,
Как ухаживать за ним.

 

Ленинский путь

Это было ещё в пятидесятые годы, когда люди в нашем селе шли ленинской дорогой. После очередного пионерского собрания решили дети собрать макулатуры больше всех в Биряковском районе.

Административные реформы не раз подкидывали нашу землю. В 1935 году объединили местность от Чекшина до Туровца, а центром сделали село Биряково. Тут¬то и поняли жители, что всё теперь в их собственных руках, и постановили создать газету «Ленинский путь», где будут отмечаться самые передовые достижения Биряковского района.

Позарез захотелось озорному октябрёнку Володьке Андрееву в эту ленинскую газету попасть, чтобы основательно войти в историю. Потрудился он на славу: все деревеньки ближайшие обошёл. Вот только вывезти макулатуру самому не получилось. Пришлось к брату Ромке обращаться. А тот – парень не промах, всю бумагу на колхозном тракторе перевёз. К сожалению, отцу ребят за отсутствие машины попало от бригадира, зато Володька и Ромка заслуженно стояли у памятника Ильичу. Потом они рассказывали, что ничего из высоких коммунистических лозунгов не поняли, но рука вождя, поднятая вверх, действительно указала им правильный жизненный путь.

К сожалению, в пятьдесят девятом году исчезла газета, а вместе с ней ушёл в историю Биряковский район, хотя разве нам привыкать…

Верите ли, но Володька и Ромка стали бизнесменами, так что, кто знает, может, туда и вела эта ленинская дорога…

 

Дивные девчата

В начале июня приехали в наше село девчата из Вологды диалектные слова выискивать. Собрались они к нам основательно: тазики, чайники, утюги, раскладушки… Глядели мы на них и думали: до чего же ладные и дивные.

А как баньку им затопили, так мы на них и насмотрелись от души. Сначала они раздетые бегали на улицу выливать воду из тазов: видимо, боялись сгноить пол в баньке. А потом и вообще все гурьбой с криком наружу вылетели. Семён скорей к бане. Спасать, думает, девчат нужно ¬ угорели. От них¬то и узнал, что нашли девчата в предбаннике веник¬голик… И заварили они его в тазике. А уж как хлестаться начали по¬деревенски, так удивительно, что ещё двери с косяков не сорвали и окошечко не выбили… Разве знали они, что настоящие¬ то берёзовые венички у нашего мужика всегда высоко под потолком подвешены?!

А в другой раз ещё больше всех удивили: решили сделать исторический снимок с коровами. И в тот момент, когда бык рога расставил и заорал истошным голосом, девчата, никого не спрашивая, бегом в середину коровьего царства. Досадно было: фотография получилась неважная. Да и забор Семён с Егорычем два дня чинили: девчонки, когда убегали, все доски посшибали.

Через неделю засобирались домой городские гостьюшки. А тут баба Глаша зашла с молочком на дорожку.

– Ах, девоньки! Не торкаясь зашла¬то, простите!– воскликнула она с огорчением.

Долго ещё раскрасневшаяся Глафира оправдывалась, молоко разливала, на жизнь жаловалась… В общем, о чём они там разговаривали, мы точно не знаем. Но всё же девчонки, когда уезжали, спросили:

– «Торкаться» – это как?..

–Ладно, записывайте, не зевайте: «торкаться» – громко стучаться, – важно сказал Семён Попов. – Ежели всё получится, то через год опять к нам приезжайте дособирывать словечки.

Вот так и уехали. А мы ещё долго их вспоминали: такие дивные девчата.

 

«У Семёна»

Приехали в деревню артисты. После представления в сельском клубе пошли они к бабе Глаше за козьим молочком, а обутку в крылечке сняли, чтобы чистоту и уважение к хозяйке соблюсти.

Вышли обратно с бидончиком парного молока, а обуви¬то нет.

Ну что говорить, конечно, они везде заглянули, только всё равно «хоть босиком иди». Тогда им баба Глафира и объяснила, что есть у нас в деревне, «у Семёна», необычная выставка: там обувь со всей деревни хранится.

Гости, конечно, удивились, хотя хозяйке по этому поводу ничего дурного не сказали и босиком отправились в крайнюю избу. Трудно описать словами ощущения актёров, когда они увидели на стареньком заборе огромное количество обуви: тапочки, детские ботиночки, резиновые сапоги, валенки и даже их спортивные кроссовки. А позднее Семён им рассказал, что появилась эта заборная чудо¬лавка благодаря щенку Дружку, которого он никак не может отучить воровать у соседей обувь. Так что, если с вами подобное в наших краях приключится, милости просим к нашему Семёну!

 

Послесловие

Летом в Бирякове особенно чудесно! Цветут душистые липы, переливаясь своими желтеющими серьгами в солнечном свете. Их запах сливается в единый аромат с запахом садовых ягод и полевых цветов. Можно любоваться с высокого холма речкой с поэтическим названием Стрелица! Прислушаешься, и где¬то внизу зашумят громкоголосые девчушки и озорные мальчуганы, а ведь когда¬то и мы были такими…

Все притихнут, и вновь потечёт время, словно кем¬то запущенная стрела.

И снова наш учитель географии Николай Анатольевич Тимонин будет призывать своих учеников изучать таинственную и богатую историю малой родины…

Светлана ЧЕРНЫШЁВА


(4 Голосов)
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Комментарии  

 
+1 #1 Андрей 24.02.2017 11:35
Очень проникновенный, поэтичный рассказ о своей родине. Спасибо автору!
Цитировать
 

Добавить комментарий

В комментариях ЗАПРЕЩЕНО: Оскорблять чужое достоинство, проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь, употреблять ненормативную лексику, мат, публиковать объявления рекламного характера.
По мере возможности, придерживайтесь правил русского языка. Старайтесь не делать грамматических ошибок.
За нарушение правил ваш комментарий будет проигнорирован!

Защитный код
Обновить

Добавить СП на Яндекс

ВСЕ страницы на ваш e-mail!

 

Цена полугодовой подписки - 220 руб. 

Подробности по тел.:
2-20-70 и 2-43-48

Из фотоальбома

Реклама

Реклама

Место для вашей рекламы

обращаться
по телефонам:
2-43-48; 2-54-07

Расценки

Праздники

Информер праздники сегодня

Яндекс.Метрика